Санкции Запада нацелены на подрыв конкурентов - Лавров

Выбор поводов для введения санкций министр иностранных дел считает "нечистоплотным", цель санкций - "неприемлемой"
Министр иностранных дел России Сергей Лавров/ Денис Абрамов/ Ведомости

Антироссийские санкции, введенные Западом из-за политики Москвы в отношении Украины, нарушают международные нормы, в том числе уважение рыночных принципов и добросовестную конкуренцию, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью «Коммерсанту». «Все так называемые санкции в значительной степени нацелены на то, чтобы подорвать конкурентов», - отметил он. Министр признал, что в результате санкций украинский вопрос в определенной степени повлиял на ситуацию в российской экономике, хотя «это далеко не главное».

Лавров отметил, что когда ограничительные меры «проводились по линии Совбеза ООН (поскольку все остальное нелегитимно)», Запад «призывал нацеливать санкции конкретно на руководителей не выполняющих решения ООН государств и делать все, чтобы избегать какого-либо негативного побочного эффекта на население». Однако в случае с Россией «публично заявляется, что санкции нацелены на то, чтобы нанести неприемлемый ущерб российской экономике, чтобы народ почувствовал, как плохо ему живется под этим режимом», конкретизировал министр.

Выбор поводов для санкций Лавров также считает «нечистоплотным». В июле секторальные антироссийские санкции были введены после крушения Boeing под Донецком, в котором, не дождавшись результатов расследования, обвинили Россию.

Эту трагедию, по мнению министра, Запад использует «для достижения своей геополитической цели». Он напомнил, что «многие европейские страны были очень сдержанны в отношении даже первой волны санкций. Но уже никто не делает секрета из того, что именно американцы заставили весь Евросоюз подчиниться своим требованиям, о чем прямо, не стесняясь, говорил (вице-президент США) Джозеф Байден».

Лавров высказал претензии к ходу расследования трагедии: «Нарушаются все нормы ИКАО, украинские службы безопасности напрямую вовлечены в проводимые мероприятия. Страна, на чьей территории произошла катастрофа, может участвовать, но не заказывать музыку, как сейчас происходит». Он уверен, что «следствие совершенно неоправданно затянулось».

Перспективы минского процесса по урегулированию ситуации на Украине Лавров оценил положительно. Он выразил надежду на то, что процесс определения линии разграничения «на земле» и отвод от нее тяжелых вооружений «близится к завершению». «Надеюсь, что уже в ближайшие дни это поможет продвигаться быстрее, чем до сих пор. По крайней мере все фиксируют резкое снижение инцидентов, перестали гибнуть люди. Есть единичные случаи жертв, но это небо и земля по сравнению с тем, что было», - сказал он. Лавров рассчитывает, что начавшийся 24 декабря раунд минских встреч «даст результат», в том числе в части «практических шагов по обмену заложниками «всех на всех». Он подчеркнул, что «договариваться должны напрямую представители киевских властей и ополченцев». Министр также рассчитывает на снятие проблем, связанных с доставкой гуманитарной помощи.

Мирный процесс на Украине должен подразумевать и внутринациональный диалог, считает Лавров. «Речь о том, чтобы украинский народ смог договориться на открытой основе, которая предполагает участие всех регионов и всех национальных групп», - отметил он. «Мы совершенно не навязываем Украине какой-то конкретный термин - будет ли это называться федерацией, децентрализацией, в английском языке есть еще масса синонимов. Госсекретарь США Джон Керри однажды мне сказал, что им нужна децентрализация или, как он еще выразился, devolution, что примерно означает «спуск полномочий вниз», - уточнил Лавров. Он напомнил анекдот про такси: «Главное - чтобы машина ехала, а не шашечки. Вот чтобы машина ехала, надо садиться и договариваться о том, как будут устроены вопросы языка, культуры, истории, как будут распределяться налоги, избираться руководители регионов, какие у них будут отношения с центром, в конце концов, какие праздники отмечать».

Отвечая на вопрос о том, почему не было опубликовано дополнительное соглашение к минскому меморандуму, в котором, по неофициальным данным, были договоренности о сроках проведения выборов в Донецкой и Луганской областях, Лавров отметил, что «мы не собственники этих договоренностей. Для того чтобы что-то предавать огласке, нужно согласие всех, кто их подписывал. Может быть, это не очень комфортно нашим украинским коллегам - я не знаю».

Лавров дал понять, что Россию не интересует участие в инициированной Еврокомиссией донорской конференции по Украине. «Мы уже поучаствовали в односторонних донорских конференциях: на протяжении последних лет Украине было передано ориентировочно $33-34 млрд в виде субсидий и льгот. Поэтому я не думаю, что донорская конференция нас «догонит», - отметил он.