Кудрин: Кремль выбирает между свободным движением капитала и изоляцией

Для решения проблемы полного отсутствия доверия к политике он предложил вернуть пенсионные накопления, снизить давление силовиков и провести кадровые замены на ключевых постах
Евгений Разумный/ Ведомости

В Кремле и Белом доме идет борьба антикризисных стратегий: на одной чаше весов лежит сохранение свободного движения капитала, на другой - последовательное создание изолированной системы, считает глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин. «Я вижу, что сейчас в правительстве и у президента борются эти подходы, идет анализ ситуации, выслушиваются экономисты. Пока не сделан выбор в пользу одной из стратегий, побеждают элементы реакции, реагирования и постепенно создается более изолированная экономика», - заявил он в интервью РБК.

Кудрин напомнил, что на свободное движение капитала власти пошли, намереваясь проводить «рациональную современную политику». Это давало новые возможности, но имело и оборотную сторону - «когда мы не отвечаем на вызовы, плохие ожидания вымывают деньги». Правильным поведением в этой ситуации, по мнению Кудрина, было бы «придерживаться сценария выхода из изоляции». В противном случае «когда-то придется вводить и валютные ограничения. Это, к сожалению, будет означать переход на другой, более низкий уровень развития экономики, с более серьезным госучастием и с властным регулированием», - отметил он.

По словам экс-министра, у него "есть ощущение, что на всех уровнях власти, в том числе на уровне первого лица, нет объективной оценки вызовов, которые встают перед Россией". Кудрин полагает, что "там есть ощущение, что 2-3 года поможет продержаться резервный фонд, а потом экономика пойдет вверх в рамках некого цикла" и что утвержденную три года назад военную программу можно обеспечить расходами, хотя, как считает сам Кудрин, ее нельзя было выполнить и при высоких ценах на нефть. Он напомнил, что объявленное сокращение госрасходов не коснется оборонных и социальных статей, и поэтому структура государственных финансов ухудшится: будут сокращаться те направления, которые связаны с подъемом экономики, с инфраструктурой, с качеством образования и подготовки рабочей силы, с качеством лечения и здравоохранения.

Для стабилизации курса рубля предпринятых действий ЦБ недостаточно, считает Кудрин - «без правительства и президента не обойтись». В их силах изменить настроения бизнеса. «Риторика в стилистике «мы будем в изоляции и будем все делать, как раньше» пугает, во фразах «мы справимся!» видится некоторое шапкозакидательство. Нужны не только антикризисные меры («и вам поможем, и вам поможем»), а модель развития. Если ее не будет, давление будет сохраняться», - уверен Кудрин.

Сам Кудрин полагает, что «если мы не будем реформировать экономику и не получим снижение уровня санкций, то нас ждут отрицательные или низкие темпы роста года четыре, может, и больше». По его мнению, в нынешних условиях невозможно сохранение принятой три года назад военной программы, которую и раньше нельзя было обеспечить расходами. «В долгосрочном периоде цена на нефть будет находиться в районе $75-80. Поэтому мы должны признать, что взятый ранее общий уровень обязательств завышен и должен быть снижен. Мы должны перейти к более современной структуре бюджета, которая работала бы на рост», - отметил он.

Сохранение прежних обязательств может повлечь за собой смягчение денежной политики. Рассматривается вопрос «о выдаче кредитов на более льготных условиях, которые идут вразрез с требованиями ситуации на рынке в части рисков, инфляции, давления на курс. Чаша весов может (это еще не произошло) склониться к большей эмиссии. Это в общем будет разбалансировать макроэкономику. В то время как мы будем решать отдельные задачи отдельных предприятий и отраслей, допустим, выдавая льготные долгосрочные кредиты оборонному комплексу, мы поддержим стагнацию экономики в целом", предостерегает Кудрин. Если ЦБ пойдет на это, поднятие ставки окажется бессмысленным. «Длинные деньги предприятиям попадут на счета тех же банков и тут же - на валютный рынок. Тем самым эмиссия вызовет дальнейшее снижение курса или повышение инфляции. Власти должны отказаться от этой эмиссии, чтобы не вызвать дальнейшее разбалансирование макроэкономики», - уверен Кудрин.

Говоря об импортозамещении, Кудрин отметил, что оно происходит за счет девальвации. «Каждый должен понимать, что это я - каждый гражданин России - за счет высоких цен и снижения жизненного уровня буду обеспечивать импортозамещение. Второе правило заключается в том, что Россия в одиночку не может производить весь спектр технологических продуктов. 10 ведущих стран мира в прошлом году потратили на технологии и новации $1,6 трлн, Россия - $38 млрд», - отметил он.

Скорой отмены санкций ждать не следует, считает Кудрин, основываясь на беседах с бизнесменами. «Поскольку проблема Крыма пока не будет урегулирована, то санкции сохранятся. Их отмена означала бы признание Западом нынешнего статуса Крыма», - сказал он. Некоторое снижение санкций возможно, но «не самых главных и не самых болезненных». Адаптироваться к ним при правильной экономической политике возможно, но «стать более конкурентоспособными мы не сможем», уверен Кудрин.

В 2015 г. Кудрин прогнозирует ухудшение рейтинга России. Ранее агентство S&P намеревалось пересмотреть его, опустив до "мусорного" уровня. «Меняя инвестиционный рейтинг на "мусорный", агентство фактически заявляет: «С этой страной работать на обычных, цивилизованных условиях нельзя. Любые инвестиции в эту страну вы должны взвешивать в 7 раз дольше, чем в обычной ситуации», - пояснил Кудрин. Он также напомнил о существовании ковенантов, позволяющих предъявлять к погашению кредиты при присвоении государству "мусорного" рейтинга. «Когда такое произойдет, рынок одномоментно очень серьезно просядет, а давление на рубль усилится. Часть этого шока уже сейчас активно «выбирается» рынком», - считает он.

Кудрин надеется, что «черный вторник» не повторится, поскольку «основное давление будет не на курс, а на фондовый рынок». Не стоит, по его мнению, ожидать и дефолта. «Уж лучше, если выбирать, вводить валютный контроль», - полагает Кудрин.

Для нормализации инвестклимата необходимо показать рынку, что неприкасаемых больше нет, считает Кудрин. Другая проблема - «полное отсутствие доверия к политике в целом». Чтобы исправить эту ситуацию, он предлагает начать с демонстративных мер - возвращения пенсионных накоплений и снижения давления правоохранительных органов. «Когда возникает «дело Евтушенкова» по возвращению собственности, это воспринимается как линия поведения - так «разрешено», - отметил он.

Для начала реформ, по мнению Кудрина, «кадровые изменения на ключевых постах обязательны. Нужна смена определенного количества руководителей госкомпаний с целью снизить там коррупцию, увеличить прозрачность работы и ограничить административное давление на рынок». Отставки должны затронуть и правительственных чиновников, где проблема больше в некомпетентности кадров.

Кудрин прогнозирует, что в отличие от 2009 г., когда кризис ударил по моногородам, сейчас он затронет мегаполисы. Негатив может вылиться в нарастание протестной активности, но пока это не прослеживается. Не верит Кудрин и в сценарий дворцового переворота: «Он маловероятен. Просто я знаю технологию работы власти». Потенциал для выхода реформаторов из самой элиты он также считает слабым.

Едва ли кризис добавит политической воли к институциональным реформам. По мнению Кудрина, «в условиях нарастания внешних и внутренних проблем такая административная управляемость правоохранительной системы... даже больше востребована».