Сергей Иванов объяснил, почему Россия вступила в сирийский конфликт

Чиновник не комментирует всерьез информацию о том, что инициаторами кампании стали он, Шойгу и Патрушев
Сергей Иванов рассказал, как принималось решение вступить в войну в Сирии/ Михаил Джапаридзе / ТАСС

Иванов также предупредил об опасности ситуации, когда "отдельные страны, именующие себя носителями эталонной демократии, демонстративно попирают международное право" и признают закон силы. "Мы ведь живем не в джунглях, никому не позволено разрушать миропорядок", – напомнил он. Он напомнил, что Саддам Хусейн ненавидел "Аль-Каиду" и прочих террористов, "да, он боролся с ними явно недемократическими методами, вешал и расстреливал без суда и следствия, но такова была его манера выяснения отношений с противниками", и, пока он был у власти, "никому в голову не приходило говорить о наличии каких-либо террористических группировок на территории Ирака".

Россия решила начать военную операцию в Сирии, потому что там "ситуация стала нетерпимой", заявил ТАСС руководитель кремлевской администрации Сергей Иванов. Он заверил, что у России в данном случае "нет никаких внешнеполитических амбиций" и что вступление в сирийский конфликт не является попыткой "перевести стрелки" с Украины, а обусловлено сложившейся ситуацией с терроризмом в Сирии. "Стараемся сделать так, чтобы в Россию некому было ехать из ИГИЛ ("Исламское государство", запрещенная в России группировка) и все боевики остались лежать в земле Сирии", - заявил он. Чиновник приводил такой же довод, когда 30 сентября объяснял журналистам, зачем президент попросил у Совета Федерации разрешения использовать армию за рубежом. Сенаторы проголосовали за такое постановление единогласно, конкретная страна в документе не указана. И в тот же день ВВС России нанесли первые удары по целям в Сирии.

Решение о начале операции в Сирии было окончательно принято поздно вечером 29 сентября на заседании Совета безопасности России. "Мы еще раз взвесили "за" и "против", плюсы и минусы. Лишь после этого последовало обращение президента в Совет Федерации, текст которого я привез ранним утром следующего дня в здание на Большой Дмитровке", – рассказал Иванов. Решение об отправке российского воинского контингента на базу под Латакией принималось без спонтанности или спешки. По его словам, "все действия предварительно обдумывались, тщательно просчитывались и согласовывались с верховным главнокомандующим". В частности, по его словам, оценивались все возможные риски. "Теоретически все возможно, но превентивные меры приняты", - отметил он и добавил, что не стал бы "говорить о серьезной угрозе нападения на российскую военную группировку в Сирии".

Информацию источников Bloomberg, о том, что инициаторами военной кампании в Сирии стали Сергей Иванов, министр обороны Сергей Шойгу и секретарь Совбеза Николай Патрушев, глава администрации президента опроверг. Он сказал агентству "спасибо за комплимент", поскольку его "определили" "в хорошую компанию", но добавил, что всерьез комментировать подобные "утечки" трудно". "Информация из неназванных источников недостоверна. Все было не так", – заявил он.

Чиновник признал,что "боевые самолеты и некоторые спецподразделения вооруженных сил были заблаговременно отправлены в Сирию", он считает это законной и стандартной международной практикой, как и то, что Кремль эту переброску не комментировал. Представитель Кремля снова заверил, что в наземных операциях российские военные участвовать не будут, а аэродром "Хмеймим", откуда вылетают российские самолеты, "находится в полностью контролируемом сирийскими правительственными войсками районе", где очень серьезный уровень защиты. "Кроме того, помимо летчиков и техников на базе под Латакией находится и небольшой отряд наших спецназовцев, занимающихся физической охраной аэродрома", – добавил он.

Говоря об ожидаемых потерях в Сирии, представители российского руководства не будут "уподобляться и пересчитывать уже погибших американских морпехов в Ираке и Афганистане", отметил Иванов. Ранее глава Пентагона Эш Картер заявил, что не удивится, если "через несколько дней российские военные начнут нести потери в Сирии". В Минобороны России эти слова сочли циничными, но характеризующими "нынешний уровень политической культуры отдельных представителей власти США".

Иванов также критически оценил результаты вмешательства США в Афганистане, Ираке и Ливии. По его оценке, в подобие Ливии мог превратиться и "если бы не мужество и дальновидность тогдашнего министра обороны генерала Ас-Сиси". "Помню, как американские партнеры и коллеги в конце нулевых годов терпеливо объясняли мне, что очень важно принести демократию на ближневосточные земли. Принесли. Результаты видит весь мир", – заявил он.

Иванов напомнил, как CNN называла "Братьев-мусульман" "практически рафинированными демократами", но допустил, что можно попытаться договориться с разумной оппозицией в Сирии на условии взаимных компромиссов. Однако он считает это вопросом пока "отдаленной перспективы". Чиновник напомнил, что первым объединиться против ИГ предложила не Москва, а президент Франции Франсуа Олланд, который якобы предложил объединить правительственные силы Башара Асада и Свободную сирийскую армию. Иванов отметил, что говорить об этом можно, если эта организация "реально существует, а не является виртуальным продуктом, рожденным в кабинетах пикейных жилетов на Западе". В последнее время Олланд, даже в отличие от канцлера ФРГ Ангелы Меркель неоднократно говорил об отсутствии у Асада будущего в Сирии, что Асад у власти не останется и действия Москвы ему не помогут.

Сергей Иванов считает, что только военным путем ситуацию в Сирии не разрешить и "в конечном счете рано или поздно придется приступать к политическому урегулированию". Когда это может произойти, он не уточнил.