Минюст готов обратиться в Конституционный суд за разъяснением решения ЕСПЧ по ЮКОСу

Аргументы в пользу невыполнения этого решения у российских судей уже готовы
С трибуны конференции слово «ЮКОС» не прозвучало ни разу/ Д. Гришкин/ Ведомости

Министерство юстиции не исключает возможности обращения в Конституционный суд для разъяснения решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), обязавшего Россию выплатить бывшим акционерам ЮКОСа 1,86 млрд евро. Об этом заявил в четверг министр Александр Коновалов на международной конференции «Совершенствование национальных механизмов эффективной имплементации Европейской конвенции по правам человека», которая открылась в здании Конституционного суда в Петербурге. Кто именно и когда это сделает – Коновалов не уточнил, сказав, что это может быть и Минюст, и Госдума. Этот вопрос уже инициирован, Москва не первый месяц говорит, что решение ЕСПЧ противоречит российской прецедентной практике, пояснил министр.

С трибуны конференции слово «ЮКОС» не прозвучало ни разу, но мысль о верховенстве национального права над международным поддержали многие ораторы.

Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин практически полностью воспроизвел свою программную статью, опубликованную накануне в «Российской газете». Не ставя под сомнение «необходимость судейского активизма ЕСПЧ, без которого невозможно обеспечение эффективности защиты прав и свобод», Зорькин в то же время обратил внимание на опасности, связанные с вторжением суда в сферу действия государственного суверенитета. Участие России в международном договоре не означает отказа от суверенитета, юридическим выражением которого является верховенство Конституции, пояснил он, призвав ЕСПЧ учитывать социокультурный контекст государства.

Некоторые решения ЕСПЧ вызывают недоумение, признался Коновалов, но их неприемлемость лежит исключительно в юридической плоскости, когда суд не полностью изучает фактологическую базу. Не должно быть так, что каждое значительное уголовное преследование считается политически ангажированным, заявил министр, призвав коллег «избегать неюридической логики и исследовать факты». Конституция – не закон, она стоит над законами, является высшим актом, поэтому Европейская конвенция имеет приоритет перед законами, но не перед Конституцией, разъяснил зампред Конституционного суда Сергей Маврин.

Представитель Швейцарии в Совете Европы Чарльз Эдуард Эл рассказал, что в его стране есть принципиальное решение о том, что в случае конфликта между федеральным законодательством и международными нормами последние имеют верховенство. На что ведущий заседание судья Конституционного суда Сергей Князев заметил, что в Швейцарии не было ни одного случая конфликта конституции и решений ЕСПЧ.

От комментариев по делу ЮКОСа воздержался и Филипп Буайя, директор генеральной дирекции по правам человека и верховенству права Совета Европы. Он лишь подчеркнул, что о применении ст. 46 Европейской конвенции, регулирующей действия Совета Европы в случае неисполнения решений ЕСПЧ, речь пока не идет: «Мы надеемся на конструктивный диалог с Россией».

Санкт-Петербург