Депутаты и сенаторы ударят по терроризму совместным заявлением

Принятия серьезных решений формат заседания не предусматривает, уверяют парламентарии
Для российского парламента характерна ситуация, когда им непонятно, о чем с ними будут говорить/ Е. Разумный/ Ведомости

Госдума и Совет Федерации проведут в пятницу совместное заседание по вопросам борьбы с терроризмом. Запланированы выступления председателей обеих палат, лидеров думских фракций, представителей регионов и религиозных конфессий. Присутствие Владимира Путина пока не ожидается: по словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, такой визит в графике президента не значится. Но собеседники «Ведомостей», близкие к руководству Госдумы, до последнего не исключали, что президент на собрании все же появится.

По итогам заседания планируется принять заявление с призывом объединить усилия в борьбе с терроризмом, рассказал журналистам спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Ответственным за подготовку документа назначен председатель конституционного комитета Госдумы, единоросс Владимир Плигин. «Работа продолжается и сейчас, текст заявления станет известен только утром (в пятницу). Из Совета Федерации над ним работают Андрей Клишас и Константин Косачев», – сообщил Плигин. Непонятно, в каком виде поступит заявление и что оно будет означать, признается человек, близкий к руководству Госдумы, поскольку такого формата до сих пор не было: палаты иногда заседают вместе (см. врез), но никаких документов не принимают.

Вместе и врозь

Согласно ст. 100 Конституции Совет Федерации и Госдума заседают раздельно, однако могут «собираться совместно» для заслушивания посланий президента или Конституционного суда и выступлений зарубежных лидеров.

Не было в четверг ясности и с содержанием речей. Некоторые депутаты не исключали сенсаций – например, заявления о начале наземной операции в Сирии. Все готовятся к чему-то важному, но конкретики нет, подчеркивает Владимир Поздняков (КПРФ): «Мы традиционно совместно заслушиваем послание президента, в июне 2014 г. нас вызывали в Ялту, после чего начался процесс подготовки минских соглашений. Поэтому очевидно, что идет подготовка к чему-то важному». «Ничего интересного не планируется. Будем дружно бороться с ИГИЛ (организация запрещена в России. – «Ведомости»), приняв совместную резолюцию», – возражает Михаил Дегтярев (ЛДПР). Не то время и не та площадка для принятия серьезных решений, соглашается собеседник, близкий к руководству эсеров. «Речь о наземной операции едва ли пойдет: будем говорить о наращивании авиаударов, об усилении разведки, об источниках финансирования», – полагает эсер Дмитрий Горовцов. Нужно «проговорить ситуацию», сплотиться, выработать свои рекомендации, обратиться к парламентариям других стран, поясняет зампред международного комитета Совета Федерации Владимир Джабаров: «Мы должны будем оказать поддержку президенту и его курсу. Нам нужно просто послушать друг друга, мы редко собираемся вместе». «Никто не узнает, что будет, до самого конца, а гадать на кофейной гуще бесполезно», – резюмирует сенатор Франц Клинцевич.

Для российского парламента характерна ситуация, когда им непонятно, о чем с ними будут говорить – это знают только в Кремле, говорит политолог Дмитрий Орешкин: «Кремлю нужно развязать президенту руки, поэтому будут приняты обтекаемые формулировки, означающие, что в борьбе с терроризмом можно все что угодно». Чтобы вернуться на мировую арену, Путину нужно предложить что-то, чего нет у других стран в этой борьбе, – ведь ни Франция, ни США не введут свои войска, так как там цена каждого трупа слишком высока, подчеркивает эксперт. Но прямо про наземную операцию, по его мнению, никто не скажет: «Будут использованы обтекаемые конструкции о том, что с терроризмом мы боремся везде и любыми средствами».