Региональные начальники побороли федеральных единороссов

Партия власти готовится подвести итоги предварительного голосования
Итогами «открытых и конкурентных» праймериз остались довольны далеко не все единороссы/ А. Гордеев/ Ведомости

Около 80% регионов уже прислали отчеты о результатах праймериз в федеральный оргкомитет, сообщил «Ведомостям» собеседник в «Единой России», итоги по России в целом предполагается подвести к 27 мая. Уже известно, что в Москве победили сопредседатель городского отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ) Вячеслав Лысаков и зампред Госдумы Сергей Железняк, в Петербурге и Подмосковье в лидерах также известные люди (см. врез). В то же время в Петербурге проиграли близкий к экс-спикеру Госдумы Борису Грызлову экс-начальник думского управления по СМИ Юрий Шувалов и депутат Мария Максакова, а в Ленобласти – депутат Елена Николаева, которую партия пыталась снять с праймериз еще до голосования.

В «Единой России» предвидели возможные скандалы и несколько кризисных точек смогли купировать, сняв депутатов Александра Хинштейна (Нижний Новгород) и Михаила Юревича (Челябинск), говорит политолог Леонид Давыдов. Максакову и Николаеву, судя по всему, убедить не смогли, в итоге первая уже пожаловалась на вброс бюллетеней и назвала выборы фарсом.

Знакомые лица

Среди победителей в Москве – телеведущий Петр Толстой и бывший главный санитарный врач Геннадий Онищенко, в Подмосковье – депутат Ирина Роднина, в Санкт-Петербурге – сын актера Михаила Боярского Сергей и городской депутат Виталий Милонов.

Во многих регионах противостояние проходило по линии «региональная власть против федерального кандидата». Например, депутата Госдумы Роберта Шлегеля в Астраханской области краевая элита «приняла в штыки и провалила», продвинув своего кандидата, говорит собеседник в партии. А в Омской области, напротив, победил депутат Госдумы, экс-мэр Омска Виктор Шрейдер, которому регион не смог выставить сильного соперника, причем Шрейдер, контролирующий местные кабельные сети, отключал эфир телеканалу, контролируемому губернатором, рассказывает другой собеседник в партии. В Башкирии бывшая сотрудница Кремля Марина Бортова снялась с праймериз, когда руководство партии после обращения в Москву властей региона публично заявило, что один из кандидатов якобы лоббирует интересы финансово-промышленной группы, что может наносить ущерб партии, рассказывает собеседник, близкий к региональному отделению: «Для Бортовой было принципиально важно не входить в конфликт с центром, поэтому она снялась, хотя победа была в кармане». «Останься в Нижнем Новгороде Хинштейн, неизвестно, какая там была бы свалка», – добавляет близкий к Кремлю собеседник.

У кандидатов от ОНФ тоже возникали проблемы: их пытались задвигать те, кто отвечает в регионах за внутреннюю политику, и их приходилось в ручном режиме поддерживать из Москвы, говорит человек, близкий к руководству ОНФ. Так, в Пермской области член центрального штаба ОНФ Валерий Трапезников проиграл вице-президенту «Опоры России» Дмитрию Сазонову: «Трапезникова активно сливали местные. Что против обладателей заводов, газет и пароходов может сделать токарь, даже обладающий федеральными связями?»

Главное, чего не хотели регионы, – чтобы конкуренция выходила в публичное поле, но ровно этого хотел федеральный центр, говорит человек, близкий к руководству «Единой России». Центр отправлял туда статусных людей, чтобы сломать эту традицию, а регионы реагировали по-разному – кто-то с ними доваривался, кого-то «сносили», как того же Хинштейна, отмечает он.

В регионах многие поверили в то, что конкуренция будет честной, ведь для Москвы действительно нет никакой разницы – все кандидаты одинаково лояльны и президенту Путину, и секретарю генсовета партии Сергею Неверову, говорит политолог Аббас Галлямов. Но поверившие в беспристрастность центра кандидаты тут же столкнулись с губернаторским административным ресурсом, который совсем не собирался отдавать право выдвигать будущих депутатов рядовым избирателям. Естественно, многие кандидаты начали апеллировать к центру, в том числе публично, однако в итоге праймериз закончились торжеством региональной бюрократии, резюмирует эксперт.