Комиссия при Совете Европы рекомендует поправить закон о нежелательных организациях

Депутат Госдумы Александр Тарнавский считает, что российское правительство вряд ли к этому прислушается
Эксперты Венецианской комиссии рекомендуют внести изменения в действующее законодательство/ А. Махонин/ Ведомости

Российский закон о нежелательных организациях препятствует свободе ассоциаций, собраний и выражения мнений, а также нарушает право на эффективую правовую защиту, об этом говорится в заключении Венецианской комиссии (совещательный орган Совета Европы по конституционному праву), которое принято в четверг.

Комиссия в полной мере признает право государств осуществлять контроль за деятельностью некоммерческих организаций на своей территории, говорится в сообщении пресс-службы Совета Европы. Однако вводимые в отношении ассоциаций ограничения должны отвечать международным стандартам в области прав человека. Таким стандартам, следует из заключения комиссии, не отвечают содержащиеся в законе о нежелательных организациях расплывчатые определения ключевых понятий, на основании которых деятельность иностранной или международной НКО может быть запрещена. А также отсутствие судебных гарантий и тотальный характер запретов, налагаемых на признанные нежелательными НКО.

В мае 2015 г. в России был принят закон, позволяющий присваивать иностранным и международным неправительственным организациям статус «нежелательных в России», если их деятельность, по мнению правоохранительных органов, представляет угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности или безопасности государства. Согласно закону решение о признании деятельности организации нежелательной принимается генпрокурором или его заместителями по согласованию с МИД России. Отмена такого решения осуществляется в аналогичном порядке.

Эксперты Венецианской комиссии рекомендуют внести изменения в действующее законодательство, уточнив, что представляет собой «руководство» и «участие» в деятельности перечисленных организаций. Они также предлагают ввести конкретные критерии, позволяющие включать организации в список нежелательных. Такое решение должно приниматься судьей, а не Генеральной прокуратурой, а заинтересованные стороны должны быть подробно уведомлены о причинах такого решения. Также, по мнению экспертов комиссии, следует предусмотреть возможность его судебного обжалования, на время которого действие решения о включении организации в список нежелательных приостанавливается.

Только в случае таких изменений и если подтвердится, что принятое в отношении НКО решение пропорционально угрозе, которую она представляет, можно считать введенные в отношении нежелательных НКО запреты приемлемыми, заключает Венецианская комиссия.

Один из авторов закон о нежелательных организациях депутат Госдумы Александр Тарнавский говорит, что заключение комиссии было ожидаемым, но вряд ли станет поводом для правки действующего законодательства. На фоне более чем прохладных отношений между Россией и Европой такого рода рекомендации европейских структур не воспринимаются как стимул к действию – скорее, даже наоборот, «даже к вполне разумным выводам мы начинаем относиться с подозрением», заключает он.

Также Венецианская комиссия приняла в четверг окончательное заключение относительно закона, предоставившего Конституционному суду полномочия признавать невозможным исполнение в России решений международных судов. Промежуточное заключение комиссия приняла в марте этого года, отложив окончательные выводы до визита своей делегации в Москву. Также с тех пор Конституционный суд успел дать заключение о возможности осуществления в Европейский суд по правам человека по делу «Анчугов и Гладков против России».

Отдавая должное усилиям Конституционного суда, который указал законодателю на возможность более полного исполнения решения ЕСПЧ, Венецианская комиссия, однако, оставляет в силе свои рекомендации — исключить из закона саму возможность неисполнения решения Европейского суда и, напротив, указывать на обязанность российских властей находить альтернативные способы исполнения. Также, по мнению комиссии, не должны быть предметом оценки отдельные меры, изложенные в решениях ЕСПЧ, — такие, например, как выплата справедливой компенсации.