Новый союз Турции и США может изменить расклад сил в Сирии

Это ослабит позиции России и президента Башара Асада, считает эксперт
Президенты США и Турции и раньше договаривались, но время показало, что это мало что значит. На фото: президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган/ Yasin Bulbul/ AP

Во время первого телефонного разговора в среду президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и новый президент США Дональд Трамп договорились о совместных действиях против «Исламского государства» (ИГ; запрещено в России) в сирийских городах Эль-Баб и Ракка, сообщает Reuters со ссылкой на окружение турецкого лидера. Эрдоган настойчиво призывал Трампа отказаться от поддержки формирований сирийских курдов, в четверг для обсуждения этого вопроса в Турцию прибудет директор ЦРУ Майк Помпео, передает агентство. Белый дом подтвердил, что президенты выразили «общую приверженность борьбе с терроризмом во всех его формах», но не стал вдаваться в детали разговора.

В субботу сирийские курды начали новый этап наступления против ИГ в Ракке. Турция не раз заявляла о готовности присоединиться к этой кампании, но только при условии выхода из нее сирийских курдов. В среду же турецкие военные сообщили, что поддерживаемые ими сирийские повстанцы смогли занять пригороды Эль-Баба на севере Сирии, а министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что операция будет завершена в ближайшее время.

В партии сирийских курдов «Демократический союз» «Ведомостям» заявили, что о разговоре Эрдогана и Трампа знают, но не советуют придавать ему большого значения: «Никаких изменений мы не ощущаем. Президенты США и Турции и раньше договаривались, но время показало, что это мало что значит. У турок не хватает ни опыта, ни воли эффективно бороться с ИГ, уже четыре месяца они не могут взять Эль-Баб, а мы уже взяли несколько форпостов ИГ, которые в разы больше этого города».

Сирийские курды являются единственным камнем преткновения между США и Турцией, после решения этого вопроса коалиция поменяет весь расклад в Сирии, уверен руководитель центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин: «Коалиция во главе с США в этом случае активизируется, пригласить туда могут и Россию, правда, это приведет к ослаблению ее позиций. Речь пойдет скорее всего о наземной операции, Россия ограничится ВКС, но это несущественно, у [президента Сирии Башара] Асада таких сил в свободном пользовании нет, т. е. ему придется латать дыры на своих фронтах, а США с «Хезболлой» и Ираном работать категорически откажутся». Территория ИГ после его уничтожения перейдет коалиции, что будет явно не на пользу Асаду и Москве, убежден эксперт.