Статья опубликована в № 4400 от 05.09.2017 под заголовком: Выборы без лишних слов

Эксперты Кудрина констатировали вялую агитацию на региональных выборах

О них мало кто знает, и явка может оказаться рекордно низкой
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина проанализировал характер агитации перед региональными выборами 10 сентября. С 2013 г., когда единый день голосования перенесли с октября на начало сентября, агитация становится все более вялой, но в этом году – особенно, пишут эксперты КГИ. Партия власти больше не выставляется первым номером на жеребьевках в бюллетене в подавляющем большинстве случаев, хотя эта аномалия по-прежнему присутствует на муниципальных выборах. Некоторые кандидаты в губернаторы участвуют в теледебатах, но это происходит не везде и не компенсирует эффект «очень тихой кампании», несущей риски низкой явки, которую придется компенсировать всевозможными развлечениями для избирателей.

У кого больше агитации

По оценке экспертов КГИ, больше всего агитпродукции, как и следовало ожидать, распространяет «Единая Россия». Второе место по активности занимает КПРФ. Агитация же ЛДПР и «Справедливой России» носит «привычный» для них характер и не привносит ничего нового в кампанию.

Наибольшее внимание привлекали кампании в регионах с внутриэлитными конфликтами и скандалами, но даже в таких конфликтных регионах (например, в Северной Осетии) их интенсивность упала. В качестве примера самой малозаметной кампании КГИ приводит муниципальные выборы в Москве, где власть стремится избежать любых скандалов. Вялыми оказались кампании в Бурятии (несмотря на скандалы) и Карелии, где кампанию вел фактически лишь врио губернатора Артур Парфенчиков. «В Удмуртии не посвященному в политику гражданину основную часть кампании было крайне затруднительно узнать, что она вообще идет», хотя там одновременно избирают и губернатора, и муниципальных депутатов, говорится в докладе КГИ. В ранее политически активной Ярославской области кампанию вел по сути лишь врио губернатора Дмитрий Миронов.

Массовая агитация под видом освещения профессиональной деятельности, ее смешение с официальной агитацией остается основной технологией многих кандидатов от власти, в первую очередь исполняющих обязанности глав регионов, говорится в докладе. Основная масса нарушений связана с претензиями к выпуску и распространению агитматериалов. КГИ также обращает внимание на показательные визиты в отдельные регионы президента и председателя правительства.

Перенос голосования был нацелен на снижение явки и сделал невозможной кампанию в сезон отпусков, говорит Дмитрий Новиков (КПРФ). Вторая проблема – муниципальный фильтр, не допускающий до регистрации многих кандидатов, отмечает он. Народ разочарован в выборах, а явка из кампании в кампанию становится все ниже и ниже, соглашается Игорь Лебедев (ЛДПР).

«Политизация общества упала давно: лихие 90-е, полные страстей, отошли в прошлое вместе с массовыми митингами и высокой явкой», – говорит эксперт близкого к Кремлю фонда ЭИСИ Андрей Колядин. Рекордной явки на этих выборах не будет, констатирует Колядин, обещая явку «как в передовых европейских странах 35–45%, но все по-честному». Смысл этой кампании – избежать публичных скандалов, так как они могут привести к росту явки, объясняет один из авторов доклада – Александр Кынев. Невысокая конкуренция также означает, что во многих регионах господствуют «договорные матчи» между партиями, добавляет Кынев. «Эту кампанию можно сравнить с прогрессирующей болезнью: у власти могли быть другие варианты, но она пошла по привычному пути. Можно назвать это передышкой перед президентскими выборами, которые, может быть, будут ярче», – предполагает Кынев.

Читать ещё
Preloader more