Как на «Артдокфест» напали «новороссы»

Обозреватель «Ведомостей» случайно стал свидетелем скандала в кинотеатре «Октябрь» и решил задать вопросы о «народной» цензуре
Полиция не вмешивалась в происходящее
/ Павел Аптекарь / Ведомости

На рекомендованный критиками фильм «Полет пули» мы с женой отправились без всякой задней мысли, надеясь увидеть документальную картину о войне в Донбассе. Из-за невозможности найти место для парковки вблизи кинотеатра я отправился искать его в окрестностях. Пока нашел, добежал до касс и оформил билеты, было уже поздно: в тамбуре толпились люди в штатском и камуфляже (часть в голубых беретах) с символикой ВДВ, периодически кричавшие «Позор!» и антиукраинские лозунги. Они уже перемешались с ОМОНом, который не предпринимал ничего, чтобы вытеснить митинговавших и мешавших смотреть фильм. В зал не пускала полиция.

Тем временем из зала потянуло неприятным запахом. Жена, выйдя из зала, рассказала, что туда ворвались люди, которые разбрызгали едкую жидкость с запахом, похожим на мочевину. В этот момент собравшиеся, до того оскорблявшие проходивших в зрительный зал, радостно заговорили, что зловоние исходит от смотревших кино. Полиция не вмешивалась, на моих глазах вывели только одного человека, который возражал скандалистам. Удивительное для ОМОНа миролюбие мотивировали тем, что полиция не может поддерживать порядок на частной территории и только предотвращает конфликт.

Неизвестный, настаивавший, что установил российское знамя в Донбассе, утверждал, что фильм приукрашивает образ украинского добровольческого батальона «Айдар»: «Они там показаны хорошими ребятами, а это убийцы, из них 70% – уголовники». На мой вопрос, смотрел ли он фильм, неизвестный ответил отрицательно, а на следующий, откуда знает про то, что там показано, не ответил вовсе. «Понятно, Пастернака не читал, но осуждаю», – заметил я. Собеседник повернулся спиной, стоявшие рядом омоновцы улыбнулись неожиданно благожелательно.

В тамбуре толпились люди в штатском и камуфляже с символикой ВДВ
/ Павел Аптекарь / Ведомости

Неизвестный не унимался, обещал написать жалобы в прокуратуру и полицию. Показ фильма тем временем прервали, раздался истошный крик «Фотографируйте выходящих!», затем скандирование «Позор!», кто-то из присутствовавших обещал разделаться с «сучкой», вероятно, имея в виду режиссера фильма. В фойе я увидел явно расстроенную жену — у нас украли редкую возможность совместного досуга в первую половину воскресенья.

Личная обида вторична, мне категорически не нравится, что неизвестные люди занимаются цензурой кинофестивалей и выставок. Мне (думаю, многим другим тоже) хотелось бы знакомиться с произведениями искусства лично, а не через призму чьего-либо восприятия или политических убеждений. Непонятно, почему право одних людей на собственное мнение выше права других ознакомиться с фильмом.

Задам вопросы, которые могут показаться риторическими:

1. Задержала ли полиция новых моченосцев и если нет, то почему?

2. Почему полиция никак не помешала несанкционированной акции с флагами и оскорблениями зрителей и не вывела сторонников Новороссии из кинотеатра?

3. Долго ли простояли бы перед кинотеатром и в фойе митингующие с лозунгами об освобождении Олега Сенцова и возвращении российского гражданства Мустафе Джемилеву?

4. Была бы полиция столь же благодушна, если бы группа историков собралась перед премьерой «28 панфиловцев» или «Легенды о Коловрате», требуя отменить показ картины, которая искажает историю?