Власть усиливает борьбу с оппозиционерами и «революционерами»

Центр «Сова» выпустил доклад о неправомерном антиэкстремизме
Правоохранители борются с высказываниями «против власти», хотя такое преследование уместно, лишь когда речь идет о подстрекательстве к насильственным действиям, отмечают эксперты/ Андрей Гордеев / Ведомости

В антиэкстремистской политике сменились акценты: вместо борьбы с критикой шагов в отношении Украины силы брошены на противодействие религиозным группам, оппозиционерам и «революции». Об этом говорится в докладе центра «Сова» о неправомерном применении антиэкстремистского законодательства в 2017 г.

Противодействие оппозиции связано с претензиями к сторонникам лидера запрещенного движения «Артподготовка» Вячеслава Мальцева и политика Алексея Навального и местным активистам. Правоохранители борются с высказываниями «против власти», хотя такое преследование уместно, лишь когда речь идет о подстрекательстве к насильственным действиям, отмечают эксперты. Так, за продолжение деятельности экстремистской организации «Армия воли народа» осудили четырех человек, пытавшихся инициировать референдум «За ответственную власть». К двум годам трем месяцам колонии-поселения за призывы к экстремизму приговорен волонтер штаба Навального в Чувашии Алексей Миронов, разместивший в соцсетях изображение военного приписного свидетельства с надписью, призывающей к смене власти. В Петербурге осужден националист Владимир Тимошенко за публикацию в соцсетях текста о борьбе против «антинародного режима Путина и его силовой опоры» с призывом «нанести сокрушающий удар» – «Сова» считает это призывом к абстрактным действиям.

«Навальновские гуляния в прошлом году должны были обеспокоить власти, простого способа нейтрализовать такие протесты нет, а поскольку туда присоединились в ряде случаев националисты – им тоже досталось», – поясняет руководитель «Совы» Александр Верховский. Неожиданно популярным оказалось движение Мальцева, добавляет он: «Вокруг него собрались самые разные люди, включая тех, кто мог покупать боеприпасы. Они могли вызывать реальное беспокойство спецслужб, но есть частичное преувеличение угрозы, когда задерживали и тех, кто просто был удобной целью». Еще больше сил брошено на религию, говорит Верховский: «Непонятно, как это объяснить, видимо, произошли какие-то идеологические изменения». Идет наступление на религиозные организации и течения, которые власти не относят к числу традиционных, – в частности, запрещены Свидетели Иеговы, уголовные дела возбуждены против членов Церкви саентологии в Петербурге, 19 человек осуждено за причастность к запрещенному движению «Таблиги джамаат» (в 2016 г. таких приговоров не было).

Юрист «Агоры» Дамир Гайнутдинов согласен с выводами «Совы»: «По Украине была самая одиозная статья за сепаратизм (ст. 280.1 УК), сейчас стало гораздо меньше дел, а приговоры мягче. Реальный срок дали лишь зампреду меджлиса [запрещенного в России] Ильми Умерову в Крыму, но и его в итоге передали туркам. Изначально же приговоры по статье были строгими». Все больше дел возбуждают за призывы к терроризму (ст. 205.2 УК), в основном в отношении членов религиозных организаций, по этой же статье идут многие сторонники «Артподготовки», добавляет юрист: «Возможно, это связано со стремлением ФСБ усилиться на этом поле. Фактически же уголовные дела становятся основным инструментом госполитики в отношении активистов».