Генпрокуратура предложила новые критерии для нежелательных организаций

Это угроза экономической безопасности или внешнеполитическим интересам России
Генпрокуратура предложила расширить список оснований для признания организаций нежелательными/ Евгений Разумный / Ведомости

Генпрокуратура считает одним из приоритетов в своей работе недопущение использования «деструктивными силами» протестов населения для дестабилизации обстановки, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на доклад, который генпрокурор Юрий Чайка в среду представит Совету Федерации. При этом список деструктивных сил может быть расширен: Минюст рассматривает предложения Генпрокуратуры о расширении оснований для признания деятельности организаций нежелательной. Если они будут поддержаны, поводом для этого станет угроза экономической безопасности или внешнеполитическим интересам. Законодательство о нежелательных организациях, представляющих угрозу для конституционного строя, обороноспособности или безопасности, было принято в 2015 г. Оно подразумевает фактический запрет на деятельность таких организаций. Решение о признании организации нежелательной принимается генпрокурором по согласованию с ­МИДом.

В список Минюста внесено 14 таких организаций, четыре из них – общественное сетевое движение «Открытая Россия» (Великобритания), «Открытая Россия» (Великобритания), Институт современной России (США) и Черноморский фонд регионального сотрудничества (Румыния) – в прошлом году. В докладе Чайки отмечено, что они «реализовывали в России специальные программы и проекты, направленные на дискредитацию результатов выборов, инспирирование протестных выступлений, дестабилизацию внутриполитической ситуации», что несло угрозу основам конституционного строя и безопасности государства (цитата по «Интерфаксу»).

Основатель «Открытой России» Михаил Ходорковский назвал обвинения в попытках дестабилизации ложью. «В Британии не существует и не существовало общественного сетевого движения «Открытая Россия», – отмечает он. – Организация со схожим, но не идентичным названием давно переименована, чтобы не давать предлога неграмотным судьям и прокурорам».

2,06 млн преступлений

зарегистрировано в России в 2017 г., говорится в ежегодном докладе генпрокурора Совету Федерации. Это на 4,7% меньше, чем в 2016 г. (2,16 млн). Снизилось также число тяжких преступлений (на 7,6%), ­преступлений средней (на 5,6%) и небольшой тяжести (на 4,1%). В то же время количество особо тяжких преступлений увеличилось на 5,9% – со 107 422 до 113 712

С дискредитацией выборов, инспирированием протестов и дестабилизацией «власти прекрасно справляются и без нашей помощи», заявляет он. Генпрокуратура чрезмерно увлекается в стремлении ужесточить и без того достаточно жесткие основания для признания организаций нежелательными, говорит статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов Константин Добрынин. Но механизм репрессий нельзя усиливать до бесконечности, предупреждает он, будет то, что сейчас происходит с блокировкой Telegram, т. е. эффект окажется прямо противоположным ожидаемому. Если даже эта инициатива и станет законом, то это будет один из первых законов, подлежащих отмене после смены политического курса страны, направленного на запреты всего и вся.