Адвокатскую тайну выводят за рамки антиотмывочного закона

Но становиться информаторами Росфинмониторинга адвокатское сообщество не хочет
В рекомендациях FATF оговорено, что адвокаты, нотариусы и другие независимые специалисты не обязаны сообщать о подозрительных сделках/ Ярослав Чингаев для Ведомостей

Федеральная палата адвокатов (ФПА) направила в Росфинмониторинг отрицательный отзыв на подготовленные ведомством поправки в закон об адвокатуре, которые обязывают сообщать этому ведомству о подозрительном поведении своих клиентов. Росфинмониторинг предлагает не считать разглашением адвокатской тайны направление такой информации. Кроме того, в Кодексе профессиональной этики адвоката должна появиться прямая обязанность исполнять требования антиотмывочного законодательства (нарушение кодекса грозит адвокату лишением статуса). А до этого контроль за соблюдением этих требований должны взять на себя адвокатские палаты.

Внесение предлагаемых изменений в закон об адвокатской деятельности и адвокатуре противоречит его концепции, говорится в отзыве ФПА, с которым удалось познакомиться «Ведомостям». Институт адвокатуры создан исключительно для оказания квалифицированной юридической помощи, напоминают адвокаты. Поэтому нормы, обязывающие их противодействовать отмыванию преступных доходов, выглядят странно. «Следуя подобной логике, в закон об адвокатуре могли бы быть также включены обязательные для исполнения адвокатами вопросы борьбы с коррупцией и другими уголовными преступлениями», – отмечается в отзыве. Росфинмониторинг оперативно не ответил на запрос «Ведомостей».

По закону о противодействии легализации преступных доходов адвокаты и юристы, осуществляющие от имени клиента сделки с недвижимостью либо управляющие активами, обязаны зарегистрироваться в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга. Ранее ФПА уже не согласилась с требованиями к идентификации клиентов, подготовленными Росфинмониторингом, – они включали обязанность адвокатов заполнять подробную анкету на своих клиентов. Тогда ФПА ссылалась именно на закон об адвокатуре, запрещающий разглашать без согласия доверителя сведения, полученные в связи с оказанием юридической помощи. Если будут приняты предложенные Росфинмониторингом поправки, адвокаты обязаны будут сообщать о любых подозрениях по поводу осуществляемых в зоне риска операций, причем делать это втайне от клиентов.

Даже в рекомендациях FATF оговорено, что адвокаты, нотариусы и другие независимые специалисты не обязаны сообщать о подозрительных сделках, если информация была получена при обстоятельствах, предусматривающих сохранение профессиональной тайны, говорится в заключении на законопроект аккредитованного при Минюсте независимого эксперта Павла Царькова. Следовательно, предложенные поправки явным образом выходят за рамки международно-правовых обязательств России. На самом деле не все так просто, предупреждает заместитель гендиректора «Трансперенси-интернешнл – Р» Илья Шуманов: рекомендации FATF действительно содержат оговорку, из которой следует – государство вправе само определять границы профессионального иммунитета. Однако документ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда адвокаты обязаны сообщать о подозрительных сделках, и там достаточно четко обозначена грань между действиями защитника в суде и действиями адвоката как профессионального агента.-