Адвокатов по назначению обяжут работать на благо клиента
Федеральная палата подготовила профессиональные стандарты для защитниковФедеральная палата адвокатов (ФПА) выносит на общественное обсуждение «Стандарт участия адвоката в уголовном судопроизводстве». Документ, публикуемый в понедельник на сайте ФПА, уточняет минимальные требования к адвокату при исполнении им профессиональных обязанностей. Окончательную редакцию должен утвердить съезд в апреле следующего года, рассказал «Ведомостям» президент ФПА Юрий Пилипенко. По его словам, это первый опыт такого рода, хотя ранее региональные палаты уже давали разъяснения по отдельным вопросам. Стандарт будет носить обязательный характер, обещает Пилипенко, а впоследствии должен стать частью кодекса адвокатской этики. Такие правила очень нужны и гражданам, и самой адвокатуре, которой часто пеняют на низкое качество работы, а дополнительные основания «подтянуться» возникают в связи с реформой рынка юридических услуг, отмечает руководитель ФПА.
Основной доход
70% адвокатов имеют в качестве основного источника доходов работу по назначению суда и следствия, подсчитали в Федеральной палате адвокатов
Значительная часть документа посвящена регламенту работы адвокатов по назначению, к которым чаще всего возникают претензии. В конце 2015 г. большая группа защитников пожаловалась в ФПА на массовые нарушения права на защиту с использованием адвокатов по назначению: действуя формально, они помогают легитимизировать незаконные действия следователя, утверждалось в жалобе.
Стандарт уточняет, что адвокат по назначению вправе принять поручение на защиту только по истечении 24-часового срока для явки защитника по соглашению либо в случае неявки его через пять суток со дня заявления о приглашении защитника. Участие адвоката по назначению в уголовном деле также считается недопустимым, если в деле имеется добровольный письменный отказ подзащитного от назначенного адвоката и он удовлетворен следователем. Если такое заявление оставлено без удовлетворения, защитник должен его обжаловать, но обязан продолжить участие в деле. Кроме того, адвокат вправе приостановить оказание юридической помощи в случае, когда следователь или судья грубо нарушает закон и отказывается рассматривать заявление об отказе от назначенного защитника: такие действия не могут считаться нарушением прав подзащитного, поскольку «дальнейшее участие защитника в следственном или ином процессуальном действии либо судебном заседании не только не служит целям защиты подзащитного, но и, по сути, легитимизирует нарушение его прав», отмечается в документе. Если подзащитный готов признать вину, адвокат обязан выяснить, принято ли такое решение добровольно, и разъяснить его правовые последствия. Он также обжалует задержание подзащитного, решение об аресте и продлении срока содержания под стражей. В обязанности защитника по назначению входит также подготовка апелляционной жалобы, если от нее не отказывается его клиент (приговор к пожизненному лишению свободы адвокат должен обжаловать в любом случае).
Сейчас активной позиции ФПА очень не хватает, говорит Павел Чиков, руководитель международной группы «Агора», адвокаты которой поставили подписи под прошлогодним обращением в палату. Должны быть очень четкие запретительные формулировки и они должны активно сопровождаться соответствующей дисциплинарной практикой, настаивает Чиков. Кроме того, недостаточно заставить адвоката по назначению просто ждать 24 часа, предупреждает он: известны случаи, когда адвокатов по нескольку дней не пускают к подзащитному либо следователи просто скрывают факт его задержания. Адвоката по назначению следует обязать извещать адвоката по соглашению, если таковой имеется, о задержании подзащитного, подчеркивает правозащитник.