Авария ракеты с пилотируемым кораблем «Союз М-10» особенно чувствительна

Она перечеркивает небольшие успехи в снижении аварийности космических запусков
Вместо международной космической станции корабль «Союз» оказался в Казахстане/ ЦВО / ТАСС

Аварийный запуск корабля «Союз МС-10» ракетой-носителем «Союз ФГ» завершился в четверг успешным спасением экипажа в составе россиянина Алексея Овчинина и американца Ника Хейга. Сам запуск наблюдали директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин и директор НАСА Джим Брайденстайн, они же встретили на Байконуре Овчинина и Хейга, доставленных на космодром после успешной поисково-спасательной операции. Хотя экипажу пришлось пережить значительные перегрузки в 6–7 g, аварийные процедуры произошли штатным образом. Состояние Овчинина и Хейга оценивается медиками как удовлетворительное, сообщил «Роскосмос».

Авария произошла в момент отделения боковых блоков первой ступени от второй ступени – центрального блока ракеты, говорит человек в «Роскосмосе». После этого автоматика выключила заработавшие нештатно двигатели второй ступени – и началось выполнение процедур по аварийному спасению капсулы с космонавтами. По словам собеседника, ведется сбор обломков ракеты, проверяется документация самарского РКЦ «Прогресс», где была собрана ракета, и смежных предприятий. Вице-премьер Юрий Борисов пообещал, что информация о расследовании будет предоставлена НАСА в полном объеме.

Овчинин и Хейг должны были заменить уже вернувшихся с орбиты 4 октября трех членов экипажа МКС – Эндрю Джея Фойстела, Ричарда Арнольда (оба – НАСА) и Олега Артемьева («Роскосмос») – и составить новый экипаж станции вместе с находящимися на орбите Сергеем Прокопьевым («Роскосмос»), астронавтом НАСА Сериной Ауньон-Ченселлор и астронавтом Европейского космического агентства Александром Герстом. По плану экспедиции Овчинин и Артемьев должны были совершить выход в открытый космос для установления причин появления отверстия в пристыкованном к МКС корабле «Союз». Теперь работа по расследованию этой ситуации затянется. По словам человека в «Роскосмосе», у оставшихся на орбите трех членов экипажа хватит запасов примерно на полгода. Хотя возможна задержка с отправкой российского грузового корабля «Прогресс» (он запускается той же ракетой), намеченной на конец октября, на станцию отправляются грузовые корабли других стран – участниц МКС и критических ситуаций возникнуть не должно, говорит собеседник. По его словам, решение о том, запускать ли «Прогресс», будет принято после расследования причин аварии «Союза МС». Вице-премьер Борисов в четверг заявил, что пилотируемые запуски будут приостановлены до выявления причин аварии. До окончания расследования под угрозой находятся запуски и других модификаций ракеты «Союз», добавляет собеседник в «Роскосмосе».

Это первая серьезная авария при запуске пилотируемого космического корабля ракетой «Союз» с 1983 г. Используемая в настоящее время для запуска пилотируемых кораблей модификация этой ракеты – «Союз ФГ» – выдержала с момента начала ее использования в 2001 г. 64 успешных запуска, последний из которых произошел 8 июня этого года. Однако полоса неудач, которая преследует в 2010-е гг. отечественную космонавтику, не обошла и пилотируемую программу, отмечает инженер предприятия космической промышленности. Так, 7 апреля 2015 г. из-за нерасчетного разделения третьей ступени ракеты «Союз-2» не вышел на расчетную орбиту и был потерян грузовой космический корабль «Прогресс М-27М» с грузом для МКС. А 1 декабря 2016 г. был потерян еще один «грузовик» «Прогресс МС-04» – из-за потери герметичности бака с окислителем третьей ступени после возгорания насоса.

Крупнейшие аварии пилотируемых космических кораблей

27 января 1967 г. во время испытаний на мысе Канаверал американского космического корабля «Апполон-1» (старт был намечен на 21 февраля) произошел пожар, в результате чего погибли астронавты Эдвард Уайт, Вирджил Гриссом и Роджер Чаффи.
24 апреля 1967 г. при возвращении из полета на космическом корабле «Союз-1» погиб советский космонавт Владимир Комаров. При посадке не сработала парашютная система.
30 июня 1971 г. произошла разгерметизация спускаемого аппарата корабля «Союз-11», которая привела к гибели советских космонавтов Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева.
5 апреля 1975 г. после старта с космодрома Байконур корабля «Союз-18-1» произошел отказ третьей ступени ракеты-носителя «Союз». Система аварийного спасения (САС) сработала штатно, капсула корабля с экипажем поднялась на высоту около 192 км и совершила спуск по баллистической траектории, приземлившись на Алтае. Космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров при приземлении испытали значительные перегрузки.
26 сентября 1983 г. на Байконуре за 48 секунд до старта произошло возгорание ракеты-носителя «Союз-У» с пилотируемым кораблем «Союз Т-10-1». САС сработала штатно, уведя из опасной зоны спускаемый аппарат с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым.
28 января 1986 г. при запуске американского космического челнока «Челенджер» с мыса Канаверал из-за дефекта твердотопливного ускорителя произошла катастрофа, в результате которой погибло семь членов экипажа – Фрэнсис Скоби, Майкл Смит, Эллисон Онидзука, Джудит Резник, Роналд МакНейр, Грегори Джарвис и Шэрон Маколифф.
1 февраля 2003 г. при приземлении американского космического челнока «Челенджер» произошла катастрофа, вызванная разрушением термоизоляционного покрытия еще при старте корабля. Погибло семь членов экипажа – Ричард Хасбанд, Уильям Маккул, Калпана Чавла, Майкл Андерсон, Лорел Кларк, Дэвид Макдайэлл Браун и Илан Рамон.
Источник: «ТАСС-досье»

В первом случае, по словам собеседника «Ведомостей», речь шла о недостатках в программном обеспечении, во втором – о производственном дефекте. При этом аварийный запуск «Прогресса» в декабре 2016 г. был последней неудачей, вызванной дефектами именно ракеты-носителя. Невывод на расчетную орбиту спутника «Метеор  М» 28 ноября 2017 г. ракетой «Союз 2.1б» с космодрома Восточный был вызван неправильными расчетами, а потеря ангольского спутника «Ангосат», выведенного 26 декабря того же года с Байконура ракетой «Зенит», – дефектами в работе самого спутника, собранного РКК «Энергия». Таким образом, в 2016 г. из 19 запусков неудачным был один, в 2017 г. при 19 запусках все собственно пуски ракет тоже были удачными (хотя в двух случаях космические аппараты были потеряны по другим причинам), а в 2018 г. удачными были все девять российских запусков, предшествовавших нынешнему аварийному старту.

Эти показатели лучше, чем в первой половине 2010-х гг., когда бывало и по 2–3 полностью неудачных запуска в год, признает инженер предприятия космической промышленности. Но этого, по его мнению, все равно недостаточно для реабилитации имиджа космической отрасли, а неудача с запуском пилотируемого корабля перечеркивает и это некоторое снижение аварийности.

Аварии, связанные с пилотируемой космонавтикой, особенно чувствительны для общественного мнения, согласен эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Поэтому руководству «Роскосмоса» предстоит особенно убедительно расследовать причины аварии и принять меры по их предотвращению, полагает эксперт.-

Космонавты Овчинин и Хейг вернулись на Байконур после аварийного запуска «Союза МС-10»