Тяжелые для власти выборы сказались на работе новых губернаторов

Оппозиционерам трудно сформировать команды, а президентским назначенцам мешает имидж технократов
Задача врио губернаторов – обновить имидж региональной власти до следующих выборов/ ILYA NAYMUSHIN / Reuters

Последствия проигрышей власти на осенних выборах сказались на первом месяце работы новых избранных и назначенных губернаторов, говорится в докладе фонда «Петербургская политика».

Победившие во Владимирской области и Хабаровском крае кандидаты от ЛДПР Владимир Сипягин и Сергей Фургал приняли предложенные сверху правила игры в обмен на готовность центра мириться с их избранием, полагают эксперты. Хотя это не гарантирует им иммунитета со стороны правоохранителей и не исключает проблем с местными элитами. К тому же эти губернаторы медленно формируют свои команды, так как «не проектировали всерьез сценарий своей победы», отмечается в докладе: Фургал использует кадры из прежней администрации, а Сипягин взял паузу в назначениях, так как не может назначать и увольнять заместителей без санкции депутатов. Если обновление кадров будет незначительным, то региональные элиты на выборах-2019 могут воспринять это как сигнал о том, что поражение губернатора может и не стать для них катастрофой, а это затруднит мобилизацию чиновников на обеспечение победы губернатора, предупреждают эксперты.

Назначение врио главы Хакасии Михаила Развожаева и обещание президента вернуть его в Москву после выборов прозвучали как сигнал готовности к губернаторству коммуниста Валентина Коновалова (КПРФ), говорится в докладе. А идущая там кампания против голосования за единственного кандидата вступает в противоречие с практикой безальтернативных выборов в других регионах. Копятся проблемы и в Приморье: если активность врио губернатора Олега Кожемяко позволяла обосновать его победу на выборах, то неучастие в них кандидата от КПРФ Андрея Ищенко мешает продвигать тезис об открытости кампании, подчеркивают эксперты. Кроме того, есть риск, что антифедеральную риторику Кожемяко могут использовать и другие губернаторы.

При этом рост социальной напряженности требует от врио губернаторов новых подходов в публичном продвижении, но позиционирование их как технократов этого не позволяет. Поэтому в одних случаях в ход идет антифедеральная повестка (как в Приморье), в других – выпады против бывшей власти (Башкирия), в третьих – попытки формировать свой язык, понятный элите, но не людям (Липецкая обл.). Часть врио – новички в политике и опыт, который они вынесут из недавних выборов, может быть не всегда рациональным, поясняет президент «Петербургской политики» Михаил Виноградов: «Все они действуют в разных условиях: если Кожемяко может позволить себе обещать вливание федеральных денег, то в Забайкалье Александр Осипов фактически заговорил об урезании расходов, что затрудняет популистскую повестку». Есть набор произвольных программ, которые вряд ли могут быть объединены в общую логику в силу разницы и регионов, и опыта руководителей, добавляет эксперт.

Люди только начали формировать команды, объясняет зампред Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев: «Кого-то могут оставить, если это профессионалы и к ним нет нареканий». Проблемы новым лидерам действительно создают – как во Владимире с ограничением полномочий губернатора, говорит депутат. Но опасений экспертов он не разделяет: «Проблема появится, если и через год команды не будет. В сборную России [по футболу] три месяца подбирали игроков, а эксперты хотят, чтобы губернатор все сделал за месяц».

Выводы доклада «фиксируют вымышленную среднюю температуру по больнице», негодует руководитель экспертного совета близкого к Кремлю ЭИСИ Глеб Кузнецов: «Где-то избрались оппозиционеры, там свои условия, а там, где назначены врио, – другие. Нет единого усредненного субъекта или губернатора, нельзя говорить о каких-то усредненных трендах. Никто друг на друга не похож».

Политическая нервозность в регионах присутствует, говорит политолог Александр Кынев: «Ситуация в Хакасии и Приморье будет иметь долгосрочные негативные тренды, потому что власть выбрала порочную и неэффективную стратегию, фактически силой навязывая кандидатов вопреки сложившемуся в регионах мнению. Даже если удастся продавить того же Кожемяко, то никто не будет воспринимать его как свободно избранного, это будет высосанная из пальца легитимность». Победы Сипягина и Фургала были бунтом против губернаторов, вызывавших аллергию, напоминает эксперт: «Поэтому там все осталось, как раньше, просто убраны главные аллергены. У Сипягина остаются почти те же люди, что при прежнем губернаторе, Фургал самых одиозных чиновников убрал». Но проблемы новых губернаторов информационно преувеличиваются – «чтобы другим неповадно было», считает Кынев: «У нас и кремлевские назначенцы по году не могут сформировать правительства в регионах».-