Судьба закона о паллиативной помощи зависит от его исполнения на местах

Депутаты, врачи и общественники опасаются недоработок со стороны чиновников
Учредитель фонда «Вера» Анна Федермессер назвала этот закон «народным, для каждого человека»/ Фонд помощи хосписам «ВЕРА»

В Госдуме в понедельник прошли большие парламентские слушания, посвященные паллиативной помощи. Соответствующие поправки в закон об охране здоровья были приняты в первом чтении 16 января, второе чтение, по словам председателя Думы Вячеслава Володина, намечено на 19 февраля.

Законопроект, внесенный правительством в ноябре 2018 г., расширяет понятие паллиативной помощи: кроме медицинского вмешательства в него включены оказание неизлечимо больным психологической помощи и предоставление им ухода. Пациенты смогут рассчитывать на облегчение боли, в том числе наркотическими и психотропными препаратами. Кроме того, паллиативная помощь может оказываться на дому, а бесплатно получать лекарства пациенты смогут как в больнице, так и в дневном стационаре по месту жительства.

Многое будет зависеть от министерств, формирующих нормативную базу, и хотелось бы, чтобы она была сформирована еще к третьему чтению, заявил Володин: ведомства должны ответить на вопросы, будет ли оказываться такая помощь по месту нахождения и разрешено ли использование незарегистрированных медпрепаратов. Министр здравоохранения Вероника Скворцова в ответ призналась, что ее министерство не одобряет использование незарегистрированных лекарств, зато разрешен ввоз лекарств для конкретных больных, а разрешение на это выдается за 2,5 дня. Министр также отчиталась, что в России сейчас 12 329 коек паллиативной помощи, суммарные расходы на нее составят 21 млрд руб. в 2018 г. и 23 млрд руб. в 2019 г., а охват обезболивающими препаратами с 2014 г. увеличился с 12 до 80%.

53% пациентов

нуждающихся в стационарной паллиативной помощи, пока ее не получают. По данным Скворцовой, такая помощь нужна 730 000 пациентов, а на официальном учете состоят лишь около 340 000. Среди онкологических больных стационарную помощь получают только 14% нуждающихся, отмечают эксперты Высшей школы экономики

Учредитель фонда «Вера» Анна Федермессер назвала этот закон «народным, для каждого человека», хотя он и не решает всех проблем. Например, в Москве, по ее словам, есть система учета всех пациентов, отдел контроля качества и приказ о межведомственном взаимодействии, а также возможность предоставления пациентам оборудования – такой механизм нужен в законодательстве и для других регионов. «Этот законопроект пока не позволяет нам создать грамотную межведомственную систему и в едином учреждении создать уникальную команду из врача, медсестры, психолога, священника, диетолога и обязательного соцработника – пока они работают в разных ведомствах и получают там зарплату, команды не получится», – посетовала Федермессер. Кроме того, она предложила прописать в законе запрет на отказ в паллиативной помощи человеку, зарегистрированному в другом регионе.

Директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович отметила, что на местах не хватает врачей, которые могли бы оказывать помощь паллиативным больным, а доступность госпитализации в лучших и худших регионах отличается в 28 раз. Первый зампред фракции «Единая Россия» Андрей Исаев напомнил, что в свое время общество потрясли несколько самоубийств людей, которые не могли получить доступ к обезболивающим, и раскритиковал правительство, не поддержавшее законопроект о выделении НКО земли под строительство хосписов в пользование на 49 лет под тем предлогом, что она может быть использована для других целей. Депутат также поддержал требование не отказывать в паллиативной помощи пациентам, зарегистрированным в других регионах, и заявил, что государство «недорабатывает в вопросе устранения препятствий для регистрации как наших, так и западных лекарств», добавив, что этим вопросом займется специальная межфракционная группа.

Закон о паллиативной помощи может помочь власти начать восстанавливать веру общества в социальное государство, сильно пошатнувшуюся в ходе пенсионной реформы, считает политолог Александр Пожалов: «С вопросом помощи неизлечимо больным сталкивается большинство россиян. Он также тесно связан в общественном сознании с проблемами доступности лекарств и медицины в принципе. Поэтому, занимаясь вопросом паллиативной медицины, а через это повышением доступности отдельных видов лекарств, расширением программ социального и психологического ухода, подготовкой медицинских кадров, власть демонстрирует стремление решать реальные проблемы, волнующие людей». Вокруг проекта сложился определенный консенсус между властью и лидерами благотворительного и медицинского сообщества, но теперь крайне важно, как федеральные нормы будут реализованы в регионах с их ограниченными бюджетами на здравоохранение и социальное обслуживание, рассуждает эксперт: «Важно, чтобы чиновники на местах не оказались перед плохим выбором: увеличивать объем помощи паллиативным пациентам для отчетности перед центром в ущерб доступности обычной медицины. Именно поэтому уже на этапе принятия закона столько внимания уделяется вопросам о том, как будут финансироваться паллиативные программы в регионах».