Падение режима Мадуро создаст угрозу для Кубы

Ее экономика сильно зависит от дешевых поставок венесуэльской нефти
Возможное свержение режима Николаса Мадуро создаст угрозу для его главного союзника – Кубы/ Desmond Boylan / AP

Возможное свержение режима Николаса Мадуро создаст угрозу для его главного союзника – Кубы. Ее экономика сильно пострадает, если к власти в Венесуэле придет оппозиция и прекратит поставки дешевой нефти. Кроме того, Гавана может стать следующей целью Вашингтона, который хочет увеличить свое влияние в Латинской Америке. Администрация президента Дональда Трампа уже отменила курс его предшественника Барака Обамы на сближение с Кубой.

Венесуэла удовлетворяет около 28% потребностей Кубы в нефти, отмечает The Wall Street Journal. Причем она поставляет ее по бартеру. Если Куба лишится этих поставок, в стране могут возникнуть нехватка топлива и перебои в электроснабжении, а правительству придется урезать расходы. По оценкам местного экономиста Омара Эверлени Переса, это приведет к сокращению ее ВВП на 10%. «Куба держалась последние 15 лет в основном благодаря отношениям с Венесуэлой», – приводит WSJ слова Теда Хенкена из Колледжа им. Баруха в Нью-Йорке.

Хотя другие специалисты считают, что свержение Мадуро не приведет к значительным последствиям, ведь Куба смогла пережить и распад СССР. «Куба находится в кризисе уже 30 лет, но [ее режим] так и не рухнул», – отмечает живущий в Гаване независимый журналист Хосе Хасан Ньевес (цитата по WSJ).

Венесуэла стала сильно помогать Кубе после того, как к власти в Каракасе пришел Уго Чавес. В 2000 г. он договорился с тогдашним кубинским лидером Фиделем Кастро о поставках на Кубу ежедневно 100 000 баррелей, что удовлетворяло около двух третей ее потребности в нефти. В обмен Гавана отправила в Венесуэлу 20 000 врачей, учителей, спортивных тренеров и неизвестное число агентов спецслужб. Такой бартер позволял Кубе реэкспортировать излишки нефти по рыночным ценам, чтобы оплачивать импорт товаров.

Однако экономика Венесуэлы за шесть лет президентства Мадуро сократилась вдвое, а инфляция достигла почти 1 700 000% в 2018 г., по оценкам Национальной ассамблеи. Нефтедобыча Венесуэлы к концу прошлого года снизилась до 1,15 млн баррелей в день, согласно ОПЕК. Наконец, в январе США ввели санкции против нефтяной госкомпании PDVSA, запрещающие покупателям ее нефти переводить платежи Венесуэле. Из-за этого режим Мадуро лишился фактически единственного источника твердой валюты.

В результате Куба сейчас получает лишь около 40 000 баррелей в день, рассказал WSJ сбежавший из страны эксперт по энергетике Хорхе Пиньон, который теперь работает в Техасском университете. По его словам, это вынудило правительство построить новые нефтехранилища, ввести нормирование электричества и бензина на госпредприятиях, а также жесткие ограничения на торговлю бензином. Если раньше многие таксисты покупали украденное топливо на черном рынке, то теперь обязаны платить более $1 за литр на государственных АЗС. В случае свержения Мадуро Куба, возможно, попытается договориться о более тесном сотрудничестве с Россией или каким-либо другим союзником, но вряд ли будет получать от них столь щедрую помощь, заключает Пиньон.

Между тем Куба сама может стать следующей целью Вашингтона, писала в январе WSJ со ссылкой на чиновников из администрации Трампа. США хотят усилить влияние в Латинской Америке, чтобы противостоять активности России, Китая и Ирана в регионе. Кроме того, Белый дом считает, что Куба представляет серьезную угрозу национальной безопасности. «Трудно говорить о Венесуэле и не упоминать Кубу», – цитировало издание высокопоставленного сотрудника из министерства финансов.

Сейчас цель Вашингтона – разорвать связи между Венесуэлой и Кубой и сменить режим в обеих странах, пишет WSJ. А следующим шагом может стать повторное признание Кубы страной – спонсором терроризма, что может оттолкнуть от нее иностранных инвесторов и туристов. Также США могут ввести новые санкции против кубинских чиновников и отменить поправку в действующем с 1996 г. законе, которая не позволяла американским гражданам и компаниям подавать в суд на правительство Кубы за конфискацию их активов после революции 1959 г.

Такая позиция администрации Трампа сильно отличается от политики Обамы, который в конце президентства взял курс на сближение с Кубой. В 2015 г. США восстановили дипломатические отношения с Кубой и смягчили санкции. Американцы получили разрешение использовать на Кубе кредитные карты, а компании – поставлять телекоммуникационное оборудование, сельскохозяйственную и строительную технику. Также Вашингтон смягчил для американцев правила поездок на Кубу, а Обама сам посетил страну в марте 2016 г., где встретился с тогдашним лидером Раулем Кастро.

Нынешний президент Кубы Мигель Диас-Канель, который сменил Кастро в апреле 2018 г., пытается привлечь иностранных инвесторов, хотя пока не может похвастаться большими успехами. 24 февраля правительство Кубы ратифицировало новую конституцию, признающую законными частные предприятия и кооперативы не в сельскохозяйственном секторе, и признает важность иностранных инвестиций и совместных предприятий.