Национальные проекты пока не стали инструментом воздействия на общественное мнение
Эксперты «Петербургской политики» изучили, как правительство продвигает позитивную повесткуНациональные проекты и другие социальные инициативы власти дают ограниченный эффект для сглаживания тревог общественного мнения. Об этом говорится в публикуемом в понедельник докладе фонда «Петербургская политика», в котором анализируется деятельность вице-премьеров федерального правительства в 2019 г. Тема нацпроектов значима, но пока находится в стартовом состоянии: их детализация и популяризация оказались отложены почти на год и пока преждевременно говорить о массовых ожиданиях от их реализации и о предвкушении достижения запланированных результатов, считают эксперты.
Правительству за четыре месяца 2019 г. было важно сосредоточиться на продвижении собственной позитивной повестки, в которой выделились два направления – регуляторная гильотина, заявленная премьером Дмитрием Медведевым, и снижение регулирующего воздействия государства на экономику, о чем заявил первый вице-премьер Антон Силуанов, отмечается в докладе. Также правительству требовалось удержать текущую ситуацию и минимизировать последствия негативных экономических процессов: основное внимание уделялось сдерживанию цен (в том числе на бензин и стройматериалы) и ограничению роста коммунальных тарифов, но не все меры оказались эффективными, полагают эксперты. А вот задача не допустить рост антирейтинга правительства была решена, считают авторы доклада: оценки деятельности кабинета министров были соизмеримы с оценками других институтов власти.
Указ о национальных целях и стратегических задачах развития президент Владимир Путин подписал год назад, тогда же был сформирован список из 12 нацпроектов по трем направлениям – человеческий капитал, комфортная среда и экономический рост. Однако работой над нацпроектами Путин, как выяснилось, недоволен. На заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам 8 мая президент, в частности, раскритиковал инертный бюрократический подход, сбои в финансировании отдельных направлений нацпроектов, перенос сроков подготовки нормативных актов и реализации отдельных мероприятий. О том, могут ли стать результатом этой критики кадровые решения в отношении членов правительства, Путин умолчал. Пресс-секретарь премьера Олег Осипов на соответствующий вопрос «Ведомостей» не ответил.
Случаи отставок из-за осуществления подобных инициатив были, хотя и полузабыты – как, например, уход в 2013 г. Владислава Суркова с поста главы аппарата правительства, говорит президент «Петербургской политики» Михаил Виноградов: «Сейчас все будет зависеть от того, насколько нацпроекты будут приоритетом, – они заявлены в этом статусе, но пока эффект не очевиден. В прошлом году они проиграли пенсионной реформе». Многое зависит и от того, можно ли нацпроекты «использовать вдолгую» как позитивную повестку или они будут размываться острыми скоротечными историями, пока же в повестке нацпроектов особо нет, продолжает эксперт: «Нельзя также исключать, что из этих проектов оформятся три-четыре ключевых, а остальные отойдут на периферию». Ротация членов правительства возможна из-за результатов работы и из-за конфликтов в случае распределения госфинансирования, говорит Виноградов: «Многое будет зависеть от того, наработают ли правительственные чиновники образ незаменимых с точки зрения удержания экономической ситуации, в том числе менеджмента нацпроектов (на эту роль активнее других претендует Силуанов), и сумеют ли они избежать рисков из-за конфликтов вокруг самых чувствительных тем – например, Дмитрий Козак в контексте цен на бензин или Алексей Гордеев в связи с мусорной реформой».
Отставки членов правительства будут приурочены к парламентским выборам 2021 г., считает политолог Алексей Макаркин: «Будут смотреть на рейтинги власти. Перед выборами в Госдуму 2016 г. была мощная волна поддержки властей из-за Крыма. Ближе к 2021 г., если не случится какой-то геополитической истории, все будет сложнее, не исключено и протестное голосование». После монетизации льгот в середине 2000-х гг. был уволен министр социального развития Михаил Зурабов, напоминает эксперт: «Сейчас таких аллергенов в правительстве нет. Но если начнутся проблемы в социальной сфере, то под ударом может оказаться профильный вице-премьер Татьяна Голикова и социальный блок». Даже если какие-то из нацпроектов пойдут более успешно после президентского внушения, это вряд ли заметит общество – да и атрибутируют скорее президенту, чем правительству, поэтому нацпроекты вряд ли можно будет использовать для повышения рейтингов, резюмирует Макаркин.