Национальные проекты пока не стали инструментом воздействия на общественное мнение

Эксперты «Петербургской политики» изучили, как правительство продвигает позитивную повестку
Правительству за четыре месяца 2019 г. было важно сосредоточиться на продвижении собственной позитивной повестки/ Евгений Разумный / Ведомости

Национальные проекты и другие социальные инициативы власти дают ограниченный эффект для сглаживания тревог общественного мнения. Об этом говорится в публикуемом в понедельник докладе фонда «Петербургская политика», в котором анализируется деятельность вице-премьеров федерального правительства в 2019 г. Тема нацпроектов значима, но пока находится в стартовом состоянии: их детализация и популяризация оказались отложены почти на год и пока преждевременно говорить о массовых ожиданиях от их реализации и о предвкушении достижения запланированных результатов, считают эксперты.

Правительству за четыре месяца 2019 г. было важно сосредоточиться на продвижении собственной позитивной повестки, в которой выделились два направления – регуляторная гильотина, заявленная премьером Дмитрием Медведевым, и снижение регулирующего воздействия государства на экономику, о чем заявил первый вице-премьер Антон Силуанов, отмечается в докладе. Также правительству требовалось удержать текущую ситуацию и минимизировать последствия негативных экономических процессов: основное внимание уделялось сдерживанию цен (в том числе на бензин и стройматериалы) и ограничению роста коммунальных тарифов, но не все меры оказались эффективными, полагают эксперты. А вот задача не допустить рост антирейтинга правительства была решена, считают авторы доклада: оценки деятельности кабинета министров были соизмеримы с оценками других институтов власти.

Указ о национальных целях и стратегических задачах развития президент Владимир Путин подписал год назад, тогда же был сформирован список из 12 нацпроектов по трем направлениям – человеческий капитал, комфортная среда и экономический рост. Однако работой над нацпроектами Путин, как выяснилось, недоволен. На заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам 8 мая президент, в частности, раскритиковал инертный бюрократический подход, сбои в финансировании отдельных направлений нацпроектов, перенос сроков подготовки нормативных актов и реализации отдельных мероприятий. О том, могут ли стать результатом этой критики кадровые решения в отношении членов правительства, Путин умолчал. Пресс-секретарь премьера Олег Осипов на соответствующий вопрос «Ведомостей» не ответил.

Случаи отставок из-за осуществления подобных инициатив были, хотя и полузабыты – как, например, уход в 2013 г. Владислава Суркова с поста главы аппарата правительства, говорит президент «Петербургской политики» Михаил Виноградов: «Сейчас все будет зависеть от того, насколько нацпроекты будут приоритетом, – они заявлены в этом статусе, но пока эффект не очевиден. В прошлом году они проиграли пенсионной реформе». Многое зависит и от того, можно ли нацпроекты «использовать вдолгую» как позитивную повестку или они будут размываться острыми скоротечными историями, пока же в повестке нацпроектов особо нет, продолжает эксперт: «Нельзя также исключать, что из этих проектов оформятся три-четыре ключевых, а остальные отойдут на периферию». Ротация членов правительства возможна из-за результатов работы и из-за конфликтов в случае распределения госфинансирования, говорит Виноградов: «Многое будет зависеть от того, наработают ли правительственные чиновники образ незаменимых с точки зрения удержания экономической ситуации, в том числе менеджмента нацпроектов (на эту роль активнее других претендует Силуанов), и сумеют ли они избежать рисков из-за конфликтов вокруг самых чувствительных тем – например, Дмитрий Козак в контексте цен на бензин или Алексей Гордеев в связи с мусорной реформой».

Отставки членов правительства будут приурочены к парламентским выборам 2021 г., считает политолог Алексей Макаркин: «Будут смотреть на рейтинги власти. Перед выборами в Госдуму 2016 г. была мощная волна поддержки властей из-за Крыма. Ближе к 2021 г., если не случится какой-то геополитической истории, все будет сложнее, не исключено и протестное голосование». После монетизации льгот в середине 2000-х гг. был уволен министр социального развития Михаил Зурабов, напоминает эксперт: «Сейчас таких аллергенов в правительстве нет. Но если начнутся проблемы в социальной сфере, то под ударом может оказаться профильный вице-премьер Татьяна Голикова и социальный блок». Даже если какие-то из нацпроектов пойдут более успешно после президентского внушения, это вряд ли заметит общество – да и атрибутируют скорее президенту, чем правительству, поэтому нацпроекты вряд ли можно будет использовать для повышения рейтингов, резюмирует Макаркин.