Американские компании призывают европейцев голосовать на выборах в Европарламент

Низкая явка играет на руку ультраправым партиям, выступающим против экономических и политических свобод
Virginia Mayo / AP

Транснациональные американские компании призывают сотрудников своих европейских подразделений и жителей стран Евросоюза в целом принять участие в выборах в Европарламент, которые проходят с четверга по воскресенье. Низкая явка и подъем популистских и националистических сил могут привести к тому, что ультраправые партии и евроскептики получат в нем значительное число мест.

Американские, как и собственно европейские компании, не агитируют за кого-то конкретно, например за центристские и проевропейские партии, пишет The Wall Street Journal. Но, как сказал газете Максим Бюро, директор по связям с государственными органами конгломерата 3M и председатель Американской торговой палаты в ЕС, компания «поддерживает стабильную и открытую Европу»: «Это лучший способ гарантировать окупаемость наших капиталовложений».

Бюро с коллегами выпустили для 20 000 сотрудников европейского подразделения 3M несколько видеороликов, в которых пять членов Европарламента, представляющих различные политические силы, отвечают на три вопроса о ЕС. Аналогичные ролики для своих сотрудников-европейцев сделала фармацевтическая компания Merck, пишет WSJ.

Открытые рынки, свобода торговли выгодны транснациональным компаниям. Калифорнийская Neutron Holdings, работающая во многих странах под брендом Lime, в день выборов предлагает в бесплатную аренду электросамокаты в городах 11 стран ЕС. Приложение для свиданий Tinder призывает своих пользователей голосовать с помощью, например, таких объявлений на немецком и французском: «Кто будет вашей половинкой в ближайшие 5 лет?».

По данным самого Европарламента, явка на выборах в него упала с 67% в 1979 г. до 43% в 2014 г. На последних выборах пять лет назад на фоне разразившегося в еврозоне долгового кризиса, мер жесткой бюджетной экономии и притока мигрантов евроскептики и националисты привлекли часть электората, набрав в ряде стран больше голосов, чем правящие и традиционные оппозиционные партии. Самой громкой стала победа «Национального фронта» во Франции, где он набрал 25% голосов (на выборах в 2009 г. – 6,34%) и получил в Европарламенте 24 места из закрепленных за страной 74. Правившая тогда во Франции Социалистическая партия получила лишь 14%.

Правда, ультраправые не смогли сформировать в Европарламенте фракцию: по правилам, в нее должны входить представители минимум семи стран, сделать это не удалось.

На нынешних выборах ультраправые партии из разных стран Евросоюза пытаются сформировать коалицию, чтобы получить еще больше мест и бороться с ЕС изнутри. «Европейский союз пытается уничтожить наши национальные государства, – заявил на митинге таких партий в Праге в конце апреля председатель нидерландской Партии свободы Герт Вилдерс, стоя на сцене рядом с лидером «Национального фронта» Марин ле Пен. – Но мы говорим им: довольно!»

«Люди, выступающие против Европы, встают и идут голосовать, – сожалеет Пьер Гаттаз, президент BusinessEurope – ассоциации европейских торговых палат. – А люди, выступающие за Европу, наверное, отправляются на пикник».

BusinessEurope призывает своих членов побуждать сотрудников к участию в выборах. Немецкая авиакомпания Lufthansa участвует в этой кампании. На одном из ее самолетов Airbus A320 написано: «Скажи "да" Европе».