Правопопулистские партии могут набрать до 25% мест в Европарламенте

Тогда они смогут блокировать проевропейские инициативы
В четверг стартовали выборы в Европейский парламент/ Getty Images

В четверг стартовали выборы в Европейский парламент. В первый день голосовали Великобритания и Нидерланды, а в большинстве стран Евросоюза (ЕС) выборы пройдут в воскресенье. Европарламент – единственный выборный орган ЕС, но с весьма ограниченными полномочиями: например, у него нет права законодательной инициативы. Такой «дефицит демократии» остается одной из главных претензий к устройству ЕС, напоминают эксперты немецкого Центра политического образования.

Распределение мест между странами зависит от численности населения. Например, Эстония, Кипр, Мальта и Люксембург имеют минимальную квоту в шесть мандатов, а наибольшее число депутатов (96 из 751) выберут немцы. Избиратели голосуют за национальные партии, а уже потом происходит распределение по фракциям Европарламента. Сейчас в нем восемь фракций, самые крупные – консервативная Европейская народная партия (221 место) и левая Партия европейских социалистов (191).

Один из главных вопросов – насколько успешно выступят евроскептики. На выборах 2014 г., в начале подъема правого популизма в Европе, они получили 45 мест и образовали фракцию «Европа за свободу и прямую демократию», основу которой составили британская Партия независимости и итальянское движение «Пять звезд». Но эта группа не смогла эффективно сотрудничать с другими фракциями и, по ее собственному заявлению, не будет формироваться в новом парламенте. Неудачам евроскептиков способствовали затянувшийся процесс выхода Великобритании из ЕС и спад популярности самого заметного в их рядах политика, экс-лидера Партии независимости Найджела Фараджа.

Главной силой евроскептиков в Европарламенте стала другая фракция – «Европа наций и свобод», основанная в 2015 г. лидером французского «Национального фронта» (с июня 2018 г. – «Национальное объединение») Марин Ле Пен. Помимо ее партии в группу входят итальянская «Лига Севера», Австрийская партия свободы, нидерландская Партия свободы. Особую роль в интеграции евроскептических сил стал играть министр внутренних дел Италии Маттео Сальвини, пообещавший создать в Европарламенте новую группу правых партий и сделать ее крупнейшей фракцией. Кроме членов «Европы наций и свобод» туда могут войти «Альтернатива для Германии», «Истинные финны» и Датская народная партия.

Популисты успешно использовали страх – перед мигрантами, «чужими», переменами, пишет директор Европейского совета по международным делам Марк Леонард в статье для Politico. Но теперь пришел черед проевропейских партий использовать в качестве мотивации страх распада единой Европы. Волна правого популизма в Европе, начавшаяся на фоне кризиса еврозоны 2009–2013 гг. и усилившаяся из-за массового притока беженцев, привела к формированию самого евроскептического парламента за всю историю ЕС, напоминает Катарина Сёрсен из датского исследовательского центра «Европа». По прогнозам, правые популисты на этих выборах могут получить до 25% мест. Но дальше встанет вопрос, смогут ли они работать согласованно: они могут не соглашаться по многим вопросам, но вместе способны заблокировать многие интеграционные инициативы проевропейских партий, отмечает эксперт. Международная активность популистов в последнее время свидетельствует о том, что теперь они лучше готовы выступать единым фронтом. Впрочем, проевропейские партии тоже усилии свои позиции из-за Brexit.