Навальный предлагает москвичам голосовать за любых кандидатов, кроме провластных

Но даже если стратегия «умного голосования» сработает, Мосгордума останется лояльной власти, предупреждает эксперт
Сторонникам снятых с выборов кандидатов предложено голосовать по-умному/ Максим Стулов / Ведомости

ВЦИОМ в недавнем опросе спрашивал москвичей о том, кто из кандидатов, допущенных к выборам в Мосгордуму, ассоциируется с выдвиженцами власти, а кто с оппозицией. Об этом «Ведомостям» рассказали два человека, попавших в выборку ВЦИОМа.

Муниципальный депутат Северного Измайлова Дмитрий Барановский говорит, что первая группа вопросов по традиции касалась снятия кандидатов и отношения к митингам, вторая – отношения к кандидатам и предпочтений при голосовании. Но появились и новые вопросы – в частности, кто из перечисленных кандидатов ассоциируется с властью, а кто с оппозицией. У другого опрошенного ВЦИОМом интересовались, как он поступит, если кандидата, за которого он хотел проголосовать, не допустили к выборам: проголосует за другого, испортит бюллетень и т. д.

Гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров подтвердил «Ведомостям», что они проводят опросы в Москве, но отказался говорить, какие задавались вопросы: «Результаты публиковать не планируем».

Умное голосование

Между тем Алексей Навальный в среду раскрыл детали стратегии «умного голосования», подразумевающей поддержку любого кандидата в Мосгордуму, кроме выдвиженца власти. Цель стратегии – впервые за 20 лет разрушить «монополию партии власти в парламенте крупнейшего региона». Политик напоминает, что в 2014 г. явка на выборы в Мосгордуму была 21%, а сейчас, по его прогнозам, будет 24%. Поэтому нужно привести 13% избирателей, т. е. треть от 37%, поддержавших протесты, объяснив им, что надо не распылять голоса, а поддержать тех, кого предложит «умное голосование», поясняет Навальный: «Значит, надо мочить плохих и постараться провести 45 разных, среди которых будет 5–6 прям нормальных, 1–3 прям отличных, ну и остальные хотя бы не единороссы».

Собеседник «Ведомостей» в Фонде борьбы с коррупцией говорит, что москвичей предупредят о том, за кого голосовать по этой стратегии, за несколько дней до выборов, когда кандидатов уже нельзя будет снять. По его словам, нет никакой проблемы в том, чтобы в округе № 43 поддержать яблочника Сергея Митрохина: «Это далеко не самый сложный выбор. Например, в одном из округов против кандидата от мэрии Романа Бабаяна идет Анастасия Удальцова, за которую трудно будет проголосовать многим нашим сторонникам. В другом округе надо будет выбирать, поддержать ли активиста Михаила Тимонова, который выставляется против кандидата от КПРФ Александры Андреевой: Тимонова мы хорошо знаем, но Андреева известнее и у нее больше шансов победить, а стратегия «умного голосования» как раз голосовать за более вероятного победителя». В 2011 г. на выборах в Госдуму была схожая стратегия – «голосуй за любую партию, кроме «Единой России», напоминает собеседник: «Стратегия сработала. Да, в итоге депутаты от оппозиции голосовали за резонансные законы, но в противном случае Дума избралась бы без скандала и без прихода новых людей в протестное движение. Сейчас главная задача – максимизировать политический ущерб для Кремля, хотя он и так уже велик».

Как сработает стратегия

Стратегия «умного голосования» может разделить электорат на радикальный и умеренный, считает политолог Алексей Макаркин: «Радикальный назло проголосует в том числе и за кандидатов от КПРФ. Более умеренная часть сочтет, что коммунисты идеологически неприемлемы. Кроме того, все будет зависеть от эмоций – будет ли усиливаться протест. Если да, то голосование по стратегии Навального может вырасти. Если ситуация будет спокойной, то стратегия сработает хуже». Навальный вряд ли рассчитывает, что в Мосгордуме коммунисты будут вести себя как оппозиция, говорит эксперт: «То, что гордума будет договороспособной с властью, и так понятно».

Главное сейчас – срыв кампании по бойкоту выборов, который власти очень выгоден; она хотела бы, чтобы протестные избиратели не пришли, а сторонники власти проголосовали как надо, считает политолог Александр Кынев: «Кампания по сбору подписей показала, что с мобилизацией у оппозиции все хорошо, протесты мобилизацию только усилили. По отдельным районам это может быть существенной прибавкой, для каких-то округов даже несколько процентов могут быть решающими». Кто-то не захочет голосовать за КПРФ, но другие проголосуют, добавляет эксперт: «Учитывая крайнюю разогретость москвичей, дополнительные снятия кандидатов очень рискованны. В прошлом году в регионах были округа, где снимали явного конкурента, но все равно побеждал не кандидат от власти: например, в Ульяновске в отсутствие кандидата от КПРФ победил сварщик от ЛДПР».

ЦИК против «Голоса»

Председатель Центризбиркома Элла Памфилова на заседании в среду дала отповедь «Голосу», который ранее заявил о предвзятости ЦИК при работе с жалобами кандидатов на отказы в регистрации. ЦИК напомнил, как возвращал подписи, которых все равно было недостаточно для регистрации. Пять кандидатов, в том числе Любовь Соболь, Геннадий и Дмитрий Гудковы, неверно заполнили справки об имуществе за рубежом, что является основанием для отказа в регистрации, а Илью Яшина обвинили еще и в злоупотреблении служебным положением, подчеркнула Памфилова. По ее словам, ЦИК так и не увидел законной возможности подтвердить подписи избирателей, письменно заверивших, что они поддержали кандидатов. Голословны и обвинения в том, что провластных кандидатов зарегистрировали практически без проверки, отметила она: «Все с чужого голоса поют – о чем поют? Вы в СКР обратились? Дайте мне копию!» Кстати, как раз в среду стало известно, что КПРФ обратилась в СКР с заявлением о том, что около 600 000 подписей за провластных кандидатов могли быть сфальсифицированы.

Сопредседателя «Голоса» Григория Мельконьянца аргументы Памфиловой не убедили: «Должны были быть рассмотрены заявления избирателей, подтвердивших, что они ставили подписи и даты собственноручно. В случае сомнений можно было дополнительно пригласить на заседание и самих избирателей – запрета на общение членов избиркомов с гражданами не существует. ЦИК не воспользовался возможностью самостоятельно формировать правоприменительную практику, хотя она у него есть».