Российские военные усомнились в смерти лидера «Исламского государства»

Их сейчас больше волнует выполнение российско-турецких договоренностей по Сирии
В регион переброшено около 300 сотрудников военной полиции и десятки единиц легкой бронетехники/ Сергей Новиков / ТАСС

Лидер запрещенного в России «Исламского государства» (ИГ) Абу Бакр аль-Багдади ликвидирован в ходе спецоперации вооруженных сил США, объявил в воскресенье президент Дональд Трамп. По его словам, террориста настигли в деревне Бариша в сирийской провинции Идлиб недалеко от турецкой границы, аль-Багдади пытался скрыться в тоннеле: «Он взял с собой своих троих детей. За ним гнались наши служебные собаки. Но тоннель заканчивался тупиком, и, оказавшись в безвыходной ситуации, он взорвал себя и детей с помощью пояса смертника». Никто из американцев не пострадал и, хотя «от тела [аль-Багдади] мало что осталось», американские спецслужбы подтвердили его личность прямо на месте операции, сообщил президент.

Россия сомневается

Трамп также поблагодарил Россию, Турцию, Сирию и Ирак за помощь в ликвидации главаря ИГ. По его словам, Россия не знала о цели миссии, но «отлично себя повела», пропустив вертолеты США над подконтрольной ей территорией Сирии к месту спецоперации. Представители Турции, Ирака и курдов еще до заявления Трампа сообщили, что делились с США разведывательной информацией о местонахождении аль-Багдади и что Вашингтон координировал с ними свои действия.

Однако российские военные фактически опровергли слова Трампа. Минобороны «не располагает достоверной информацией» о проведении операции по «очередному «уничтожению» аль-Багдади», заявил в воскресенье представитель ведомства Игорь Конашенков. По его словам, России не известно «ни о каком якобы оказании содействия пролету американской авиации» в зону деэскалации Идлиб. Конашенков также усомнился в «спокойном пребывании» аль-Багдади в зоне, контролируемой конкурирующей с ИГ группировкой «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в России), и предложил США представить на этот счет «прямые доказательства». В любом случае после «окончательного разгрома» ИГ сирийской армией при поддержке российских ВКС «очередная смерть аль-Багдади абсолютно никакого оперативного значения» для обстановки в Сирии не имеет, резюмировал генерал.

Заявление Трампа было направлено в первую очередь на внутреннюю аудиторию, считает доцент Высшей школы экономики Леонид Исаев. Ситуация в Сирии складывается неоднозначно для репутации президента США, поясняет эксперт: «В начале октября он объявил о выводе американских войск с северо-востока Сирии в соответствии с одним из своих главных предвыборных обещаний. Спустя менее месяца он уже говорит о передислокации войск из Ирака на восток Сирии для защиты нефтяных месторождений – формально от ИГ, на самом деле от [президента Сирии Башара] Асада. То есть, с одной стороны, интересов в Сирии у США нет, ИГ побеждено, а с другой – нужна причина, чтобы остаться и охранять месторождения». Именно для этого нужна ликвидация аль-Багдади – важная символическая веха в борьбе с ИГ, которая только подчеркивает сохраняющуюся угрозу, полагает Исаев: «Ликвидация главы не означает ликвидации самого ИГ. Для этой организации были важны идеи и создавшиеся условия, а вот фигура лидера не имела определяющего значения».

Соглашение выполняется

Между тем российские военные наращивают силы для контроля зоны безопасности на северо-востоке Сирии, о создании которой договорились 22 октября президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Эрдоган. В регион переброшены около 300 сотрудников военной полиции и десятки единиц легкой бронетехники (автомобили «Тигр» и «Тайфун»), сообщило в воскресенье Минобороны. По данным ведомства, военной технике предстоит совершить марш на север страны, где подразделения военной полиции будут содействовать выводу курдских отрядов на 30 км от сирийско-турецкой границы, после чего приступят к совместному с турками патрулированию.

По словам редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, чтобы выполнить условия российско-турецкого меморандума, надо обеспечить патрулирование трех обособленных участков местности вдоль границы общей протяженностью около 320 км и глубиной 10 км. Это потребует не менее трех батальонов военной полиции, трех рот беспилотных летательных аппаратов, развертывания не менее трех опорных пунктов со средствами обеспечения, охраны и обороны, вертолетными площадками и т. д. По словам человека в Минобороны России, батальоны военной полиции будут укомплектованы военнослужащими из Чечни и миротворческой бригады вооруженных сил из Самарской области.

В целом обстановка в «буферной зоне» стабильная, говорит дипломатический источник «Ведомостей»: на прошлой неделе были зафиксированы несколько обстрелов курдских позиций, но это не сказывается на выполнении миссии. Куда большие опасения вызывают непредсказуемые действия американских властей, вновь решивших обозначить свое присутствие в Сирии, отмечает человек, близкий к Минобороны России: глава Пентагона Марк Эспер ранее сообщил, что американская армия укрепляет позиции в сирийском Дейр-эз-Зоре для защиты нефтяных месторождений от боевиков ИГ. В ответ Конашенков обвинил США в контрабанде сирийской нефти с целью пополнения бюджета американских ЧВК и спецслужб. По словам человека, близкого к Минобороны, формально расположение американских подразделений вблизи Дейр-эз-Зора не скажется на выполнении российско-турецких договоренностей, но изменчивая позиция США «создает очаги напряженности». В то же время темпы вывода курдских отрядов с приграничной территории в целом достаточны, чтобы завершить их передислокацию к началу ноября, добавляет собеседник.

Меморандум – это примерный план действий, подчеркивает Исаев: «В договоренностях не прописано никаких деталей, именно чтобы сохранить свободу маневра для установления нового баланса сил непосредственно на земле». Хотя турки уже добились многого, указывает эксперт: «Оттуда уходят курды – это первый большой успех. Если удастся заселить буферную зону лояльными Турции сирийцами, особенно беженцами, – это будет второй большой успех. К тому же экономически стратегия учетов интересов Турции гораздо выгоднее военного присутствия в этой зоне».