Партия Бориса Джонсона лидирует на старте предвыборной кампании в Великобритании

Но даже в случае победы он может не успеть выйти из ЕС в этом году
Oli SCARFF / AFP

В Великобритании началась избирательная кампания в преддверии досрочных парламентских выборов 12 декабря. Главы крупнейших партий – консервативной и лейбористской – в четверг выступили с первыми предвыборными заявлениями. В центре внимания остается вопрос выхода Великобритании из Европейского союза (ЕС). Действующий премьер-министр и лидер тори Борис Джонсон обвинил оппозицию в том, что Великобритания не смогла покинуть ЕС в установленный срок – 31 октября. Глава лейбористов Джереми Корбин в случае победы его партии пообещал провести повторный референдум о членстве в ЕС. В этом их поддерживают оппозиционные Либерально-демократическая (ЛДП) и Шотландская национальная (ШНП) партии. Ожидается, что новый состав парламента может вывести из тупика ситуацию с Brexit. В то же время не исключено, что ни одной из партий не удастся одержать убедительную победу и получить возможность действовать более решительно, предупреждают британские СМИ.

Нижняя палата британского парламента состоит из 650 депутатов и избирается по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным округам. Срок полномочий палаты общин составляет пять лет, однако 12 декабря орган будет переизбираться уже во второй раз с 2015 г. – в 2017 г. досрочные выборы были назначены после референдума о Brexit. В этом году состоятся первые декабрьские парламентские выборы с 1923 г., отмечает The Wall Street Journal. Обычно политики избегали проведения выборов в этом месяце из-за холодной погоды и раннего наступления темноты, которые могут негативно отразиться на явке.

Джонсон уже трижды ставил в парламенте вопрос о досрочных выборах, но ему не удавалось получить одобрение большинства. В понедельник две оппозиционные партии – ЛДП и ШНП – согласились поддержать новый законопроект Джонсона о выборах, но с поправкой, что они пройдут 9, а не 12 декабря. В таком случае у премьер-министра точно не осталось бы времени на ратификацию его соглашения о выходе из ЕС до роспуска парламента 6 ноября. После того как ЕС принял решение предоставить Великобритании отсрочку до конца января 2020 г., в поддержку досрочных выборов высказался и Корбин. В результате во вторник депутаты проголосовали за проведение выборов 12 декабря. Не согласившись с этой датой, ЛДП, ШНП и около половины лейбористов воздержались от голосования.

По данным опросов, консерваторы значительно опережают лейбористов: агентство Britain Elects считает, что тори могут рассчитывать на 41% голосов, а лейбористы – только на 24%. При этом растут рейтинги либерал-демократов: они могут набрать 20%. Тем не менее на данном этапе результаты выглядят крайне непредсказуемо из-за самой избирательной системы, считает директор исследовательской компании Europe Insight Андрей Куликов: «Опросы учитывают общенациональные настроения, но ситуация в каждом избирательном округе может складываться по-разному». По мнению эксперта, эта кампания будет невероятной по напряжению и вполне сопоставима с кампанией перед референдумом 2016 г., особенно учитывая, что избиратели по-прежнему примерно поровну делятся на сторонников и противников членства в ЕС. «В конечном итоге выборы будут между теми, кто хочет выйти любой ценой, и теми, кто во что бы то ни стало хочет остаться. Эта поляризация играет на руку либерал-демократам, которые последовательно выступают против Brexit», – поясняет Куликов. «В отличие от них лейбористы могут похвастать жесткой позицией только в противостоянии с консерваторами, но не по сути самого выхода из ЕС. Вне зависимости от текста соглашения и переговоров с Брюсселем риторика лейбористов никогда не менялась. И это отпугивает умеренную часть электората, которой нужно конструктивное взаимодействие партий по Brexit. Сам Корбин еще больше подорвал свои позиции в последние два месяца: в понедельник, когда Джонсон в своей речи перечислял, сколько раз его оппонент менял свои условия, всем партиям уже было очевидно, что Корбин просто хочет избежать выборов. В итоге пришлось соглашаться», – говорит эксперт. По его словам, все рассчитывают на победу, но только консерваторы могут получить абсолютное большинство. «Эффект Джонсона» сработал как среди избирателей, так и среди коллег по партии: «Он неожиданно выгодно себя показал за три месяца премьерства, делая все возможное, чтобы осуществить Brexit. Именно он был нужен консерваторам, чтобы остановить отток избирателей к партии Brexit, который заставил уйти в отставку [Терезу] Мэй». Если им удастся получить большинство, Джонсон попробует снова провести свое соглашение, но к 31 января может не успеть – тогда потребуется еще одна отсрочка, предупреждает Куликов.