Конституционный суд отменил региональные запреты на митинги у органов власти

Такие ограничения введены местными законами в большинстве субъектов Федерации
Запрет на митинги у органов госвласти должен быть обоснованным, считает Конституционный суд/ Андрей Гордеев / Ведомости

Установленный властями Республики Коми общий запрет на проведение массовых мероприятий в местах, находящихся в радиусе 50 м от входа в здания органов госвласти и местного самоуправления, выходит за пределы законодательных полномочий регионов, решил Конституционный суд. Территориально-пространственный запрет, установленный без изучения конкретных обстоятельств, не может быть признан правомерным и оправдываться формальными ссылками на закон, говорится в опубликованном в среду постановлении. Решение по каждому конкретному мероприятию требует от правоприменительных органов развернутого мотивированного обоснования, разъяснил суд.

Поводом для проверки стала жалоба жительниц Коми Марины Седовой и Веры Тепешонковой, которым в 2017 г. не удалось добиться согласования акций в центре Сыктывкара. В одном случае речь шла о митинге перед зданием администрации, в другом – о публичном богослужении на Стефановской площади. В обоих случаях заявители получили отказ со ссылкой на республиканский закон, запрещающий проведение таких акций на Стефановской площади и в радиусе 50 м от входов в здания органов власти. Заявители доказывали, что подобные ограничения покушаются на саму суть конституционного права на свободу собраний, и напоминали, что федеральный закон о митингах не содержит таких запретов. В 2012 г. в нем появился пункт, позволивший регионам вводить дополнительные ограничения, в том числе если проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры и т. п. Но местные власти явно злоупотребляли этим правом: в условиях имеющего очень плотную застройку Сыктывкара введенные ограничения вообще исключают возможность проведения в центральной части города массовых мероприятий, считают заявители.

Конституционный суд с ними согласился. Властям Коми и других регионов, установившим подобные запреты, надлежит привести законодательство в соответствие с постановлением суда, а дела заявителей подлежат пересмотру.

Примечательно, что в 2014 г. Конституционный суд по жалобе правозащитника Александра Передрука уже проверял аналогичный запрет, введенный в Санкт-Петербурге. И пришел к выводу, что никакого нарушения в таком ограничении нет – при условии его объективной необходимости и с учетом определения регионами мест, специально отведенных для массовых мероприятий. Однако в апреле 2019 г. ЕСПЧ в постановлении по делу «Каблис против России» признал, что общий запрет публичных мероприятий на Стефановской площади Сыктывкара нарушает свободу собраний. «Данные выводы не могут быть проигнорированы», тем более что они «по существу не расходятся с положениями Конституции, применимыми к законодательному регулированию и практическому осуществлению права на публичные мероприятия», говорится в постановлении Конституционного суда.

Юрист фонда «Общественный вердикт» Эрнест Мезак, представлявший обеих заявительниц, называет это решение большой победой. Аналогичный запрет есть во многих регионах, и чиновники часто используют его, чтобы обосновать запрет на митинги. Например, 5 ноября Верховный суд отменил решение Камчатского краевого суда и суда первой инстанции, которые признали законным отказ в согласовании митинга у здания мэрии Петропавловска-Камчатского со ссылкой на такой же запрет. Дело возвращено на новое рассмотрение и теперь камчатскому суду придется учитывать позицию Конституционного, уверен Мезак.

Это очень хорошее решение, согласен Алексей Глухов из «Апологии протеста». Разумеется, это не значит, что оппозиции перестанут отказывать в согласовании митингов. Но теперь активисты смогут претендовать на большее количество площадок, а власти не смогут отказывать на основании общего запрета – им придется каждый раз придумывать аргументы для отказа. К тому же по закону они обязаны будут предложить альтернативную площадку также в центре. По словам Глухова, в «Апологии протеста» уже думают о том, как оспорить в судах региональные запреты, хотя, конечно, соответствующие представления в местные законодательные органы могла бы внести прокуратура.

По данным проекта «ОВД-инфо», эксперты которого в 2018 г. проанализировали региональные законы о митингах, собираться у образовательных учреждений запрещено в 64 субъектах, у медицинских организаций – в 63, органы власти на четвертом месте (запрет действует в 50 регионах).