Обострение в Сирии пока не грозит прямым столкновением России и Турции

В военной эскалации категорически не заинтересованы обе стороны, считает эксперт
Ситуация в Идлибе резко обострилась после того, как, по версии Анкары, 36 турецких военных погибли из-за удара самолета ВВС Сирии по позициям турецких войск на юге провинции у селения Бехун/ Reuters

Турция начала в сирийской зоне деэскалации Идлиб операцию «Весенний щит», сообщил в воскресенье турецкий министр обороны Хулуси Акар. По его словам, это сделано в ответ на «подлое нападение на турецких военных», а целью операции является предотвращение «новых преступлений режима» президента Сирии Башара Асада. Сирия, в свою очередь, закрыла воздушное пространство над Идлибом, пообещав сбивать любые цели, передает агентство SANA.

Ситуация в Идлибе резко обострилась после того, как вечером в четверг, по версии Анкары, 36 турецких военных погибли из-за удара самолета ВВС Сирии по позициям турецких войск на юге провинции у селения Бехун. По уверению Акара, Анкара информировала Москву о местоположении своих военных, но Минобороны России и пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков в пятницу это опровергли. Как пояснил Песков, сочинские соглашения по Идлибу не предусматривали нахождения турецких войск за пределами наблюдательных постов, а на самих этих постах никто не пострадал.

В тот же день президенты Турции и России Реджеп Тайип Эрдоган и Владимир Путин обсудили по телефону, по сообщению Кремля, выполнение договоренностей по Идлибу и важность координации по военным каналам. Сам Эрдоган в субботу рассказал, что попросил Россию не мешать турецким военным в Сирии. «Я открыто спросил у Путина: «Что вы делаете в Идлибе?» Если хотите создать военную базу, то создавайте, но уйдите с пути Турции», – приводит его слова агентство «Анадолу».

Представители стран НАТО в пятницу выразили Турции «полную солидарность» и пообещали предоставить ей средства ПВО. Но итоговое коммюнике было заблокировано Грецией, сообщает агентство Kathimerini, так как члены альянса отказались внести в него пункт об угрозе новой волны беженцев. Об открытии границы с Евросоюзом Эрдоган объявил в пятницу, и к утру воскресенья, по данным турецкого МВД, ее пересекли 76 000 человек (по сведениям Международной организации по миграции, речь идет лишь о 13 000 мигрантов).

Министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр в субботу заявила, что «ЕС и США следует вместе оказать давление на Асада и Путина, чтобы начать политический диалог, который положит конец ужасной войне в Сирии», сообщает Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ). А глава комитета бундестага по иностранным делам Норберт Рёттген предложил Западу подумать о новых антироссийских санкциях, поскольку «Путин до сих пор не заплатил цену за свою завоевательную войну на стороне Асада». При этом Рёттген предостерег Германию от слишком резкого ответа на действия Эрдогана: «Анкара показывает нам, что ее попытки сотрудничества с Россией в Сирии провалились и ей снова нужна Европа». Немецкие СМИ настроены более критично. «Понятно, что Эрдоган хочет получить больше денег от ЕС. <...> Европа не должна потакать этому желанию, иначе эти деньги пойдут не на помощь мигрантам, а на противоправную военную операцию Турции, которая в том числе усилит гонения на курдов», – считает аналитик FAZ Ливия Герстер.

Сирийский удар был нанесен по подразделению из состава расположенной в европейской части Турции механизированной бригады, полагает редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Целью турок была помощь боевикам в создании заслона на юге Идлиба, где сирийское наступление продолжается – в отличие от севера, где боевикам при поддержке турецкой армии удалось отбить город Серакиб и снова перерезать шоссе Хомс – Алеппо, говорит эксперт. По его мнению, поскольку турецкая группировка развертывается из спешно перебрасываемых из отдаленных районов Турции подразделений, неизбежны сложности в налаживании управления этими войсками и это тоже могло сыграть свою роль в том, что российским военным не удалось предотвратить сирийский удар. За последние два дня существенных изменений «на земле» не произошло, значительных сил для крупных операций Турция в Идлиб не ввела, продолжает Мураховский. Но видно, что Анкара пытается получить контроль над воздушным пространством, не нарушая сочинских соглашений, – т. е. без проведения масштабной воздушной операции и без использования боевых самолетов над территорией Сирии. В результате в воскресенье были сбиты два сирийских бомбардировщика Су-24 и большой турецкий ударный беспилотник.

Российско-турецкая война невозможна – на это указывает поведение как Москвы, так и Анкары, уверен политолог Федор Лукьянов: «Война будет иметь такие разрушительные последствия для обеих сторон, что это исключено. Кто наносил удар [по турецким военным], мы доподлинно не знаем, но то, что все аккуратно подчеркивают, что это был сирийский режим, как раз и показывает, что никто не заинтересован в какой-либо российско-турецкой эскалации». Последними действиями Турция, Россия и Сирия продемонстрировали глубокую неудовлетворенность тем, как выполняются сочинские соглашения 2018 г., отмечает эксперт: «Теперь, скорее всего, это будет основанием для какого-то нового разговора, потому что те договоренности явно не сработали». При этом кроме России Анкаре больше не с кем разговаривать на те темы, которые ее в Сирии интересуют, указывает Лукьянов: НАТО предсказуемо вмешиваться не стало, а попытка Эрдогана шантажировать Евросоюз притоком беженцев из Сирии паники в Европе не вызвала.