Россию не хотят видеть в «семерке»

Хотя Дональд Трамп и пригласил Владимира Путина
Carlos Barria / Reuters

Партнеры США по G7 по-прежнему не хотят видеть Россию членом клуба. Об этом 2 июня заявили премьер-министр Канады Джастин Трюдо и представитель премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона. С предложением вернуть Москву в ряды «семерки» недавно вновь выступил президент США Дональд Трамп.

30 мая американский лидер объявил о переносе следующего саммита «семерки» с конца июня на конец сентября из-за пандемии коронавируса. По словам Трампа, предстоящий саммит должен быть посвящен общей стратегии противодействия Китаю, передает The Guardian. Кроме того, Трамп заявил, что «формат G7 устарел и не отражает реального положения дел в мире», поэтому список входящих в клуб стран следовало бы расширить, в частности включить в него Россию, Индию, Южную Корею и Австралию. В связи с этим президент предложил пригласить Россию обратно в G7, а на следующий день во время телефонного разговора сообщил о своем намерении президенту России Владимиру Путину. Ранее Трамп уже выступал с подобной инициативой, например на саммите «семерки» в 2018 г.

G7 – это международный клуб развитых экономик мира, в который входят США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада и Япония. До 2014 г. группа была известна как G8, поскольку в нее также входила Россия. Однако в 2014 г. Россию исключили из клуба после присоединения Крыма. По мнению главы канадского правительства, с тех пор ничего не изменилось. «Россия продолжает нарушать нормы международного права. Поэтому она по-прежнему не может быть принята в состав G7», – передает его слова BBC News. Британское руководство тоже не видит такой возможности, «если Россия не прекратит вести агрессивную и дестабилизирующую политику», цитирует агентство официального представителя правительства.

Комментируя предложения Трампа, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отметил, что официального приглашения Россия пока не получала, поэтому «здесь больше вопросов», чем ответов, касающихся статуса России, формата встречи и состава участников. Однако Песков также уточнил, что Путин является сторонником «диалога по всем направлениям».

По традиции G7 принимающая сторона – в данном случае США – может приглашать гостей, напоминает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов: «Поэтому в предложении Трампа нет ничего сверхоригинального, скорее его позицию можно назвать последовательной и логичной». Конечно, у гостей и членов разный статус, но, с точки зрения, например, Великобритании и Канады, приглашение России даже в статусе гостя является слишком большой уступкой, которая может стать первым шагом к возвращению Москвы в «семерку» уже в качестве полноправного члена, поясняет эксперт: «А такой исход Канада и Великобритания, конечно, уже воспримут как поражение Запада и неспособность отстоять свою позицию». Кроме того, по мнению Кортунова, предложение Трампа включить в G7 целый ряд стран – Россию, Австралию, Индию – может означать, что он пытается использовать «семерку» как инструмент давления на Китай. «Это особенно касается идеи пригласить Индию, но в случае России, возможно, речь идет о попытке оторвать ее от Китая и перетянуть на «правильную» сторону. Понятно, что Россия в такой игре участвовать вряд ли захочет, ведь «семерка» не будет обсуждать снятие санкций, признание Крыма или какие-то серьезные инвестиции в российскую экономику – т. е. у Запада нет никаких бонусов, которые могли бы перевесить выгоды от стратегического партнерства Москвы с Пекином», – рассуждает Кортунов. К тому же, отмечает эксперт, «саммит пройдет совсем незадолго до президентских выборов в США (они назначены на 3 ноября. – «Ведомости»), поэтому брать обязательства по участию в какой бы то ни было форме антикитайской коалиции перед американским лидером, который может вот-вот потерять Белый дом, было бы по меньшей мере недальновидно».

Поэтому, скорее всего, предложение Трампа снова закончится ничем, поскольку в целом для улучшения отношений России с Западом пока нет никаких серьезных предпосылок и они вряд ли возникнут на фоне пандемии коронавируса, резюмирует Кортунов: «По мнению западных экспертов, более вероятна обратная динамика – многие считают, что пандемия обострила информационное противостояние, а Россия использует ее, чтобы расколоть единство Запада, особенно европейское единство. На мой взгляд, пандемия пока не стала таким большим шоком для Запада, чтобы отойти от своих позиций в отношении России, поэтому ждать каких-то кардинальных перемен пока не стоит. Здесь вопрос скорее к политике России – будет ли она заинтересована в сохранении статус-кво или предложит что-то новое, например по поводу Украины».

С одной стороны, можно предположить, что пандемия создала стимулы для улучшения отношений Запада с Россией, полагает профессор департамента международных отношений Высшей школы экономики Гленн Дизен: «Этот кризис стал общим вызовом, требующим совместных усилий и решений. К тому же США явно уже переключились на Китай как на основную угрозу посткризисной эпохи». Однако, по мнению профессора, проблемы отношений России и Запада слишком глубоки: «Они объясняются тем, что с окончанием холодной войны Европа так и не достигла нового стабильного мироустройства. И нынешний политический истеблишмент вряд ли способен успешно интегрировать Россию в этот новый порядок». Поэтому конкуренция за общие «буферные зоны» продолжится, а Западу, становящемуся все менее единым, будет нужна Россия как внешний противник, наличие которого как раз способствует внутреннему единству, считает Дизен. По его мнению, коронавирус ускорит перемены, которые уже происходят в международной системе. Задолго до начала пандемии Россия начала работать над уменьшением чрезмерной экономической зависимости от Запада, диверсифицируя свои партнерства для развития новых стратегических отраслей, транспортных коридоров и финансовых инструментов, поясняет эксперт: «Как раз это обычно называют инициативой Большой Евразии, поскольку Россия ищет новых партнеров на Востоке, таких как Китай, для реструктуризации глобальных производственных цепочек. Пандемия лишь усилила существующие тенденции». Кроме того, поясняет Дизен, экономические последствия коронавируса обостряют политический кризис в западных странах, что, в свою очередь, «еще больше подрывает доминирующую в последние десятилетия неолиберальную систему. Это даст России больше возможностей продвигать свою, альтернативную либерализму повестку, основанную на цивилизационном плюрализме и консервативных традициях».