Европейцы обеспокоены стоимостью санкций против России и угрозой ядерной эскалации
Они уже не так воинственно настроены, как в начале весныНаселение стран Европы после 100 дней военной спецоперации России на Украине уже далеко не монолитно в вопросе поддержки украинцев и продолжения боевых действий. Разрыв между европейцами, желающими скорейшего прекращения конфликта и теми, кто хочет «справедливо наказать Москву», растет, причем не в пользу последних. Это следует из опубликованного 15 июня социологического исследования, проведенного по заказу Европейского совета по международным делам (ECFR).
Опрос, проведенный в 10 странах Европы, показал, что за скорейший мир выступает 35% респондентов, а за «справедливое наказание» России – 25%. Во всех европейских странах, кроме Польши, число сторонников немедленного прекращения конфликта больше. «Пацифисты» преобладают в первую очередь в странах, ранее названных немецким термином Russlandverstehers («понимающие Россию») – это ключевые страны ЕС (Германия, Италия, Франция). Самый значительный процент выступающих за немедленный мир – в Италии (52 против 16% за «наказание» России). В Германии это, соответственно, 49 и 19%, в Румынии – 42 и 23%, во Франции – 41 и 20%, в Швеции – 38 и 22%, в Испании – 35 и 15%, Португалии – 31 и 21%, Финляндии – 26 и 25%, Великобритании – 22 и 21%.
В «лагере мира» также в среднем меньше доля тех, кто считает лишь Россию причиной текущего конфликта на Украине – 64% по сравнению с 86% в «лагере справедливого наказания». Среди «пацифистов» за разрыв связей с Россией выступают 50%, а 37% – против. В лагере «справедливости» это соотношение – 83 против 11%. За вступление Украины в НАТО большинство представителей сторонников «наказания» России (71% за и 15% против). «Лагерь мира» в этом вопросе разделился почти пополам (41% за и 40% против).
Большинство сторонников «справедливости» выступают за увеличение военных расходов своих правительств (53% за и 29% против), даже если это означает сокращение финансирования в таких областях, как здравоохранение, образование и предотвращение преступности. В лагере мира пропорции почти полностью обратные – 29% за и 51% против.
«Граждане Европы обеспокоены стоимостью экономических санкций и угрозой ядерной эскалации. Если что-то кардинально не изменится, они будут выступать против долгой и затяжной войны. Только в Польше, Германии, Швеции и Финляндии существует существенная общественная поддержка увеличения военных расходов», – говорится в исследовании ECFR.
Инициатор опроса отмечает, что правительствам европейских стран придется найти «новый язык», чтобы преодолеть разрыв между лагерями «мира» и «справедливости», «укрепить европейское единство и избежать поляризации между странами и внутри них». «Ключевым моментом станет способность представить поставки оружия и санкции как часть оборонительной войны», – отмечает ECFR.
С одной стороны, очевидно, что Украина не является основной насущной темой для простых европейцев – их волнует растущая инфляция, тарифы на топливо и ЖКХ, то, что они чувствуют непосредственно на себе, говорит старший научный сотрудник ИМЭМО Александр Камкин. Большие бюджетные расходы на украинских беженцев также начинают утомлять жителей стран Европы, и они задумываются о том, правильно ли действуют их правительства. Более того, последние три десятилетия европейцы воспринимали Россию скорее как партнера, а не угрозу. С другой стороны, европейские политические элиты задумаются о смене линии поведения на поддержку Украины не раньше начала следующего электорального цикла, если результаты выборов будут для них неблагоприятны и обнаружится тенденция на усиление евроскептиков в ущерб господствующим евроатлантистам, говорит эксперт.
С Камкиным также согласен заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов. По его словам, политический класс европейских государств может и не прислушаться к сторонникам скорейшего мира, даже если они составят большинство.