Китай призвал к миру, а Запад ожидаемо осудил Россию

Решение Владимира Путина о частичной мобилизации стало главной мировой новостью
И после референдумов и мобилизации вероятность дипломатического урегулирования конфликта нельзя полностью исключать/ SychkovaEkaterina / URA.RU / TASS

Решение президента России Владимира Путина о проведении в России частичной мобилизации стало главной мировой новостью 21 сентября. Официальный представитель китайского МИДа Ван Вэньбинь заявил, что «позиция Китая по кризису на Украине является последовательной и ясной. Призываем все стороны к диалогу и консультациям, чтобы положить конец боевым действиям и найти пути урегулирования законных опасений всех сторон в сфере безопасности».

Президент США Джо Байден, выступая на Генеральной ассамблее ООН, назвал «безрассудными ядерными угрозами» слова Владимира Путина о том, что она готова применить все средства для защиты своей территориальной целостности и не потерпит ядерный шантаж.

Руководство ФРГ отреагировало мягче. Вице-канцлер Роберт Хабек назвал ошибочным решение о мобилизации, заявив, что «это очередной неправильный шаг от России, который, конечно, мы обсудим и проконсультируемся насчет того, как реагировать». С осуждением выступил и министр обороны Великобритании Бен Уоллес. Обеспокоенность мобилизацией выразила заместитель министра иностранных дел Британии Джиллиан Киган. «Ясно, это [частичная мобилизация] что-то, что мы должны воспринять серьезно, потому что мы не контролируем эту ситуацию. Я не уверена, что [Кремль] контролирует, однако, очевидно, это эскалация», – пояснила она.

На известия о мобилизации отреагировали и политики граничащих с Россией стран. Министр обороны Финляндии Антти Кайкконен заявил: «Могу сказать, что военная обстановка стабильная и спокойная. Наши силы обороны хорошо подготовлены, и ситуация находится под пристальным наблюдением». Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич и премьер Эстонии Кая Каллас заявили, что эти страны не будут выдавать визы уклонистам из России по соображениям национальной безопасности. В Литве же пообещали индивидуально рассматривать просьбы таких россиян. Но, по словам министра иностранных дел Габриэлюса Ландсбергиса, у Литвы «нет цели и возможности выдать визы всем обращающимся по гуманитарным причинам гражданам России».

Европейские страны вроде Франции и Германии до сих пор заинтересованы в переходе конфликта в затухающую фазу и дипломатическое урегулирование, чем и объясняется их чуть более мягкая реакция на российское решение, говорит научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО Артем Соколов. Проблема в том, что от России требуют начинать переговоры с неприемлемых для нее позиций. Германия рассматривает возможность заключения перемирия исключительно на условиях Киева. Таким образом, поясняет эксперт, Берлин и Париж формально стремятся к миру, но сознательно делают процесс урегулирования невозможным. Положительно такое поведение сказывается только на настрое французских и немецких избирателей, в глазах которых их лидеры предстают миротворцами, подчеркивает Соколов: «В реальной внешней политике такая риторика не даст результатов».

И после референдумов и мобилизации вероятность дипломатического урегулирования конфликта нельзя полностью исключать, отмечает директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов. Для этого свою политическую волю должны проявить как минимум Россия и Украина, а для большего эффекта – еще и страны, поддерживающие Киев, говорит эксперт. По его словам, такие события, как референдумы в республиках Донбасса, Запорожской и Херсонской областях и частичная мобилизация, не зависят напрямую от переговорных процессов. «Не стоит слишком серьезно воспринимать громкие заявления украинских властей о полном отказе от переговоров из-за референдумов, – резюмирует Денисов. – Окружение Зеленского уже много раз делало высказывания, которым было бы опрометчиво верить».