Макрон пообещал наладить коридор доставки российских удобрений в Африку
Запад демонстрирует желание идти навстречу пожеланиям Москвы для продления зерновой сделкиКоридор для поставок российских удобрений в Африку откроют в ближайшие недели, заявил 16 ноября президент Франции Эмманюэль Макрон. Это часть зерновой сделки, на невыполнение которой жаловалась Москва. Франция не является участницей зерновой сделки, ее гарантируют Россия, Турция, ООН и Украина. 19 ноября срок соглашения истекает, и сейчас стоит вопрос о пролонгировании сделки на 120 дней, что возможно в том случае, если ни одна из сторон не выскажет возражений.
«Создан новый коридор для доставки российских удобрений в Африку через Европу, первые поставки состоятся в ближайшие недели», – заявил Макрон в ходе пресс-конференции на саммите G20 на Бали. Президент Франции добавил, что первая партия из 20 000 т российских удобрений «будет отправлена из Нидерландов и прибудет в Малави в ближайшие дни». По его словам, «благодаря Всемирной продовольственной программе [ООН] мы наладили путь для доставки российских удобрений в Африку».
Ранее, 14 ноября, президент США Джо Байден на встрече с лидером Турции Реджепом Эрдоганом на полях саммита G20 заявил о необходимости продления зерновой сделки. 15 ноября глава МИД России Сергей Лавров рассказал журналистам, что генсек ООН Антониу Гутерриш гарантировал, что обещания по облегчению экспорта российских удобрений и зерна будут исполняться. Сам Гутерриш на Бали заявил, что к настоящему моменту сняты «многие препятствия», которые мешали экспорту данных российских товаров.
Слова Макрона – сигнал о том, что Запад готов пойти навстречу требованиям России по крайней мере в конкретном вопросе зерновой сделки, связанном с глобальной продовольственной безопасностью, считает директор франко-российского аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьен. По его словам, решение России вернуться к выполнению сделки в начале ноября обнадежило Запад, показав ее гибкость и ответственность, и теперь Россия надеется на взаимность.
Россия продлит свое участие в зерновой сделке, если прописанные ранее условия по экспорту ее зерна и удобрений действительно будут выполнены и еще раз подтверждены юридически, считает научный сотрудник Института востоковедения РАН Амур Гаджиев. В итоговой декларации G20 уже говорится о том, что участники группы, включая Россию, выступают за зерновую сделку, подтверждают эффективность и полезность соглашения при его полном выполнении, что означает автоматически и «российскую часть», – это создает положительный фон для продления сделки, говорит Гаджиев.
На роль глашатая Запада в вопросе зерновой сделки Макрон выбран не случайно, отмечает Дюбьен: «Эта страна – постоянный член Совета Безопасности ООН – гаранта соглашения и в то же время не самый активный западный партнер Украины». Шаг Франции может восприниматься и как сигнал западным странам для устранения и смягчения ряда ограничений в отношении Москвы, чтобы сделать ее более договороспособной в украинском вопросе, отмечает эксперт.
В контексте поставок в Африку по новому маршруту речь идет, скорее всего, о калийных удобрениях «Уралкалия» и «Уралхима», застрявших в портах в первую очередь Прибалтики, где были их основные терминалы, говорит аналитик «Финама» Алексей Калачев. Точные объемы застрявших в Европе удобрений неизвестны, видимо, это 300 000 т – о них 20 сентября говорил президент России Владимир Путин, упрекая ЕС в игнорировании предложения отправить их бесплатно беднейшим странам. Отгрузки калийных удобрений из России в Прибалтике прекратились на фоне оверкомплейенса (отказа иностранных контрагентов сотрудничать из страха санкций, хотя на удобрения ЕС ограничений официально не налагал. – «Ведомости») в области фрахта и страхования судов, отмечает Калачев. Фактически, чтобы не нести затрат на хранение хлористого калия в Прибалтике и других портах ЕС, Москва предлагает их бесплатно отдать Африке, говорит эксперт.
Для общего объема экспорта российских калийных удобрений предполагаемые застрявшие в ЕС объемы невелики. По данным за весь 2021 год, они составили 11,9 млн т. Так что это скорее по большей части политический вопрос, нежели экономический, тем более что по ключевым направлениям поставки продолжаются – в Китай, Индию и Бразилию, заключает Калачев.