Иран заявил о подписании контракта на покупку истребителей у России

Последний раз современные истребители поступали в ВВС страны 30 лет назад
Су-35 – современный истребитель, который станет очень ценным приобретением для ВВС Ирана/ Сергей Портер / Ведомости

Покупка российских истребителей Су-35 «технически одобрена Ираном», сообщило 11 марта иранское информагентство ИРНА со ссылкой на постоянное представительство страны при ООН. В заявлении постпредства говорится, что Иран обратился к ряду стран с просьбой изучить возможность продажи Ирану истребителей и Россия объявила, что готова их продать. По мнению постпредства, после октября 2020 г. в соответствии с соглашением о ядерной сделке (СВПД) оружейное эмбарго в отношении Тегерана не действует и Иран «наконец согласился их [Су-35] приобрести». Количество машин и сроки их поставки являются секретными, говорится в сообщении.

22 января пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявлял в ответ на вопрос о поставке Су-35 в Иран, что Кремль не комментирует вопросы военно-технического сотрудничества. Представитель Рособоронэкспорта отказался от комментариев по вопросу о том, подписан ли контракт с Ираном.

ВВС Ирана были одними из самых современных в последние годы шахского режима и оснащались новейшими на конец 1970-х гг. тяжелыми американскими истребителями F-4Е и F-14, а также легкими F-5Е. В ирано-иракской войне ВВС Ирана понесли значительные потери, и в 1990  Иран заключил реализованное вскоре соглашение с СССР о поставке примерно 20 истребителей МиГ-29 и другой авиатехники. В 1990 г. в Иран из Ирака накануне операции «Буря в пустыне» перелетело несколько десятков иракских боевых самолетов, в том числе истребителей Mirage F.1 французского производства разработки 1970-х гг. и несколько МиГ-29. В конце 1990-х гг. Иран получил около 20 китайских истребителей F-7 (развитие советского МиГ-21). Кроме того, в 2010-е гг. Иран заявил о начале серийного производства истребителей своей разработки, созданных на основе американских F-5Е начала 1970-х гг. В результате Иран сейчас имеет очень старый парк истребительной авиации.

Истребитель Cу-35 поколения 4++ был разработан ОКБ «Сухой» в конце 2000-х гг. как наиболее глубокая модернизация истребителя Су-27. К настоящему моменту для ВКС России заказано и поставлено около 120 таких машин, 24 экспортировано в Китай. В 2022 г. французское издание Air & Cosmos сообщало, что контракт с Египтом на 30 таких машин остановлен под давлением США, причем 15 машин уже собрано.

По словам директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, Су-35 – современный истребитель, который станет очень ценным приобретением для ВВС Ирана. Но изменить баланс сил несколько десятков Су-35 не смогут, так как только у арабских стран Персидского залива имеется или заказано до полутысячи не менее современных истребителей, продолжает Пухов. Не говоря о более чем трех сотнях современных машин у ВВС Израиля, в том числе истребителей пятого поколения, говорит эксперт.

Истребительный авиапарк ВВС Ирана остро требует модернизации, говорит эксперт по оборонной промышленности Ирана Юрий Лямин. Самые «молодые» истребители, имеющиеся сейчас у Ирана, – это российские истребители МиГ-29 и китайские модернизированные копии МиГ-21 – F-7, которым порядка 30 лет. При этом костяк ВВС Ирана продолжают формировать купленные еще до революции 1979 г. американские истребители F-4, F-5 и F-14. Иранская промышленность не может удовлетворить потребности ВВС, так как приоритетом для нее являются ракетные и беспилотные программы, а в плане пилотируемых истребителей Иран сейчас может максимум производить модернизированные копии F-5 под названием Kosar (Kowsar). Таким образом, закупка современных многоцелевых истребителей стала одной из главных задач для Ирана после снятия действовавших до осени 2020 г. международных ограничений на импорт и экспорт обычных вооружений. Насколько известно, интерес ВВС Ирана был сначала обращен на Су-30, но затем сместился в сторону Су-35, говорит эксперт. Последнее заявление представительства Ирана в ООН, должно быть, следует трактовать так, что иранцы ждут уже непосредственных поставок самолетов, резюмирует Лямин.