Зачем в НАТО говорят о введении «военного Шенгена»

В Кремле назвали эту идею «нагнетанием напряженности»
Андрей Гордеев / Ведомости

Идея «военного Шенгена» является лишь нагнетанием напряженности и угрожает безопасности Европы, заявил 24 ноября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Так он ответил на публичное предложение главы логистического командования НАТО Александра Соллфранка от 23 ноября. Соллфранк заявил, что организация должна получить правовой механизм, позволяющий быстро перебрасывать войска блока через границы стран-союзниц до активизации ст. 5 Североатлантического договора.

«У нас избыток правил, чего нам не хватает – это времени. То, что мы не сделаем в мирное время, не будет готово в случае кризиса или войны. Альянс должен оперативно перебрасывать войска со своих баз в нужную точку на восточном фланге», – заявил Соллфранк (цитата по Reuters). В число мешающих быстрым передвижениям войск факторов он отнес необходимость предварительного уведомления для отправки боеприпасов, ограничения по длине военных отрядов на марше.

Тогда же член Европарламента (ЕП) Урмас Паэт, экс-глава МИД Эстонии и докладчик принятого ЕП доклада «Европейский оборонный союз», также заявил о необходимости «военного Шенгена», так как «переброска войск и техники является достаточно сложной и трудоемкой задачей» (цитата по сайту Европейского оборонного агентства EDA). «Это может занять дни, если не недели. Когда надвигается кризис, мы хотим действовать на опережение, мы должны действовать гораздо эффективнее и быстрее в этой области. Правила и процедуры перемещения войск и военной техники внутри ЕС должны быть реформированы», – считает Паэт.

На территории принимающего государства силы НАТО не подпадают под правила паспортно-визового режима и не подлежат иммиграционному контролю, отмечает старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. Но в отсутствие фактической единой зоны «военного Шенгена» войска стран – членов НАТО не могут свободно перемещаться по территории ЕС и вынуждены пересекать границы государств с учетом национальных процедур.

Сама пятая статья договора НАТО не предусматривает автоматического изменения порядка передвижения войск, не закрепляет процедуру их передвижения между странами, союзники согласовывают свои действия в случае кризиса с учетом национальных правил, напоминает Именнов. В рамках оказания взаимопомощи по этой статье страны НАТО могут договориться об особом порядке передвижения сил и летательных аппаратов, как после теракта 11 сентября 2001 г. в США.

При формально едином оборонном пространстве у НАТО нет автоматического общего правового режима прохода войск через территории его членов, согласен научный сотрудник Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН Илья Крамник. Последние годы попытки создать такой режим предпринимаются, чтобы, не обращаясь к «военным» механизмам пятой статьи договора об альянсе, отдавать приказы о беспрепятственной перевозке войск и их обеспечения в уведомительном порядке. «Пока, чтобы перебросить танки из США в Европу, на что технически уходит до 48 часов, уходят дни и недели предварительных согласований», – напоминает Крамник.

Концепция «военного Шенгена» в Европе в рамках Постоянного структурированного сотрудничества в обороне (PESCO) Евросоюза предложена командующим армией США в Европе (USAREUR) генерал-лейтенантом Беном Ходжесом в 2014-2017 гг. В 2018 г. в рамках PESCO принята программа «Военная мобильность»: Еврокомиссия разработала «План действий по военной мобильности». В рамках работы по этому плану разработана программа оптимизации разрешений передвижения войск и вооружений между странами ЕС, созданы «многоразовые» разрешения при условии, что передвижение войск не затрагивает интересы государства-члена или оказывает на них минимальное влияние. Также разработан единый стандарт информации, требуемой для получения разрешения. Инициаторами плана стали Нидерланды и Германия, подключились к нему почти все страны PESCO, кроме Франции.

Как отмечает завсектором региональных проблем и конфликтов ИМЭМО РАН Павел Тимофеев, план действий по военной мобильности – одна из немногих инициатив PESCO, объединившее почти всех членов группы. «Это относительно действующий проект. Основная задача – подготовить правовые рамки для действительного “военного Шенгена” на фоне конфликта на Украине», – считает Тимофеев. Отсутствие в плане Франции он объясняет тем, что она традиционно с 1960-х гг. относится со скепсисом к иностранным войскам на своей территории.

С ноября 2020 г. третьи страны получили возможность участвовать в PESCO. Канада, Норвегия и США подали заявки на участие в проекте, они были одобрены тогда же. Координатором проекта PESCO по «военной мобильности» стали Нидерланды, приняв отдельный Национальный план военной мобильности в январе 2021 г. Великобритания присоединилась к проекту в 2022 г.

Совершенствование плана объявлено одним из направлений укрепления сотрудничества в совместном заявлении ЕС и НАТО от 10 января 2023 г. При этом суверенитет государств – членов ЕС над своей территорией подчеркивается и в плане, напоминает Именнов.

НАТО и ЕС пытаются и технически реформировать, нарастить численность частей постоянной боевой готовности, ускорить их логистику и сократить время развертывания войск. Еще в 2014 г. США запустили программу «Европейская инициатива по сдерживанию» (European Deterrence Initiative, EDI) по созданию инфраструктуры и запасов для развертывания американских войск в Европе. В марте 2022 г. альянс создал четыре новые группы сил Расширенного передового присутствия на восточном фланге в дополнение к четырем уже находящимся в странах Прибалтики и Польше.

По итогам саммита НАТО 11 июля 2023 г. в Вильнюсе утвержден план развертывания 300 000 военных в составе союзнических войск на восточном фланге альянса в течение 30 дней. О том, что силы быстрого реагирования НАТО (NRF) будут увеличены до этого объема с тогдашних 40 000 человек, сообщил в конце того же месяца генсек альянса Йенс Столтенберг. На ноябрь 2023 г., по информации с сайта НАТО, коллективные NRF насчитывают 60 000 человек, разделённых на девять бригад.

13 июля Bild со ссылкой на источники раскрыл подробности оборонного плана НАТО на случай «нападения» России. Он включает организацию важнейшего логистического узла альянса в Германии, открытие там второго после турецкого Измира штаба сухопутных сил блока. По данным источников The Wall Street Journal в командовании альянса на март 2023 г., США хотели, чтобы минимум 30 000 военных, 30 военных кораблей и более 360 истребителей НАТО могли достигнуть любой нужной им точки за 30 дней.

Как отмечает заведующий сектором международных военно-политических и военно-экономических проблем ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Прохор Тебин, нужда в создании «военного Шенгена» появилась при рассмотрении сценариев вероятного полномасштабного военного конфликта с Россией. Ближайшие логистические хабы альянса – в Италии, Германии и Нидерландах, войскам и конвоям оттуда нужно беспрепятственно добраться до линии соприкосновения в Восточной Европе, напоминает эксперт. Это упирается в инфраструктуру – автомобильную, железнодорожную и авиационную. В холодную войну такой проблемы не было: войска уже были размещены вдоль возможной линии противостояния, а гражданские грузопотоки были меньше по объемам и менее интенсивны, отмечает он.

Если конфликт потребует переброски больших масс союзных войск, прежде всего американских, это порождает правовые проблемы, говорит Тебин. Это и юридический статус новоприбывших военных в случае инцидентов (в типовых военных соглашениях оговаривается статус только постоянно базирующихся иностранных войск), и вопросы сопровождения войск на дорогах, и боязнь крупных воинских формирований в странах Европы, и опасения «урезания» суверенитета при создании жестких правил пропуска.

Проблема находится не только в области законодательства, но и в состоянии транспортной инфраструктуры европейских стран, в значительной степени не приспособленной для перевозки тяжелой военной техники по весу или габаритам, отмечает Крамник. По его словам, последние масштабные учения НАТО вскрыли ряд сложностей в этой области. Это также создает проблемы оценки страховых случаев при негативных для бизнеса последствиях использования гражданской транспортной инфраструктуры войсками – неустойки, форс-мажоры и т. д., отмечает Тебин.

«Общей правовой базы, несмотря на план “военной мобильности”, пока нет, как нет и большого желания ее создать в радикальных и общих для всех нормах. Это нужно выводить на саммиты НАТО отдельным вопросом. Потенциально эти рамки создать могут, но процесс будет долгим и трудоемким», – заключает эксперт.