Тайваньская оппозиция не смогла выдвинуть единого кандидата в президенты

Это увеличивает шансы на победу сепаратистов и риск войны с материком
24 ноября, в последний день регистрации, Хоу (на фото) и Кэ зарегистрировали свои кандидатуры/ Chiang Ying-ying / AP

Две главные оппозиционные партии Тайваня – склонный к сотрудничеству с Пекином Гоминьдан и либеральная Тайваньская народная партия (ТНП) – не смогли определиться с единым кандидатом в президенты Китайской Республики (официальное название). Таким образом, каждая партия в нарушение достигнутой ранее договоренности о сотрудничестве на выборах, которые пройдут 13 января 2024 г., выдвинула своего кандидата – ими стали мэр Нового Тайбэя от Гоминьдана Хоу Юи и лидер ТНП Кэ Вэньчжэ.

Согласно опросам общественного мнения, пока оба они уступают кандидату от правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП) и действующему вице-президенту Лай Циндэ (он же Уильям Лай). Идеология этой партии заключается в полной независимости острова от КНР.

Причиной срыва договоренности в оппозиции стало разночтение опросов общественного мнения, которые должны были показать, у кого из двух кандидатов больше шансов стать президентом (проигравший в дуэли становился кандидатом в вице-президенты). Окончательно стало понятно, что Хоу и Кэ не могут договориться, 23 ноября, когда они поругались в прямом эфире по итогам встречи, на которой должны были определиться с выбором. Она проходила в тайбэйском отеле Grand Hyatt, в ней также участвовали еще один кандидат в президенты миллиардер – Терри Гоу и бывший глава администрации от Гоминьдана Ма Инцзю.

В итоге избиратели увидели на телеэкранах весьма нехарактерную для местной политической культуры перепалку с оскорблениями и обвинениями двух основных кандидатов в адрес друг друга. По ее итогам представители Гоминьдана покинули отель. И неспособность договориться лишь дала в руки правящей партии дополнительный аргумент: так, Лай нарочито задал избирателям вопрос, готовы ли они «передать дело управления страной этим людям».

В итоге 24 ноября, в последний день регистрации, Хоу и Кэ зарегистрировали свои кандидатуры. Кандидат от Гоминьдана выбрал себе в пару кандидатом в вице-президенты убежденного сторонника объединения с материковым Китаем (но не в составе КНР), председателя правления местной радиовещательной корпорации Чжао Шаокана, а Кэ – дочь бывшего главы финансового холдинга Shin Kong Financial Holding У Синьин. Лай ранее выбрал себе в партнеры представителя Тайваня в США Сяо Мэйцинь. А основатель Foxconn Терри без объяснений причин вышел из президентской гонки, отметив только, что это решение было принято «ради будущего Китайской Республики».

Тайваньские избиратели, судя по предвыборному опросу от 24 ноября, который приводит портал My Formosa, возложили вину за провал диалога оппозиции в первую очередь на Кэ, который, впрочем, извинился за фарс в Grand Hyatt. Но если ранее он шел вровень с кандидатом от Гоминьдана или даже опережал его на несколько пунктов, то теперь ситуация изменилась: рейтинг Лая снизился до 31,4%, у Хоу он практически сохранился на уровне 31,1%, а Кэ сейчас поддерживают 25,2% избирателей. Хоу делал до политики карьеру в правоохранительных органах, а Лай и Кэ пришли в нее из медицины. Последний ранее поддерживал идеологию и кандидатов ДПП, но затем создал свою партию и стал занимать по отношению к КНР менее радикальные позиции.

Срыв переговоров по альянсу оппозиции на выборах президента повышает шансы на победу Лая, что считается крайне нежелательным вариантом развития событий для КНР. На материке считают Тайвань своей неотъемлемой частью – провинцией, а дело воссоединения с ним – коренным интересом. Как говорится в материале гонконгской South China Morning Post, пара Лай и дипломат Сяо, которую называют дипломатом в стиле «кошки-воителя», весьма органична для тайваньских избирателей, но для Пекина они «союз сепаратистов, выступающих за независимость». Оба политика утверждают, что Китайская Республика на Тайване и без того де-факто суверенная страна, которая нуждается лишь в большем международном признании.

Как следствие, их победу на выборах КНР может расценить как объявленную не подконтрольным ей островом «войну», пишет Bloomberg. И это практически прямо подтверждают в Пекине – официальный представитель канцелярии Госсовета КНР по делам Тайваня Чэнь Биньхуа 24 ноября заявил, что Тайвань стоит на перепутье: «мир или война, процветание или рецессия» (цитата по «Синьхуа»). Он выразил надежду, что результаты выборов на Тайване в 2024 г. будут способствовать миру и стабильности в районе Тайваньского пролива и помогут вернуть межбереговые связи «на правильный путь мирного развития». Выборы президента Тайваня и депутатов законодательного юаня (парламент) намечены на 13 января 2024 г. При этом еще 30 октября Гоминьдан и ТНП договорились о коалиции и на парламентских выборах, в частности о сотрудничестве по избирательным округам.

Неспособность оппозиции договориться о едином кандидате на президентских выборах повышает шансы ДПП, считает профессор СПбГУ Яна Лексютина. Победа Лая – самый худший возможный исход для материкового Китая, уверена она. При таком сценарии напряженность в межбереговых отношениях сохранится и, возможно, даже вырастет, так как нынешний президент Тайваня Цай Инвэнь – не самый конфронтационный политик в отношении КНР из числа членов ДПП. Далеко не факт, что Лай будет сохранять такой же баланс, а не станет более радикальным лидером, а значит, факторов риска вокруг конфликта станет больше. При этом цель воссоединиться с Тайванем у Пекина значится в планах до 2049 г., когда будет отмечаться столетие провозглашения КНР. В проведении военной операции для этой цели в КНР не заинтересованы, считает Лексютина, так как это чревато санкциями и непосредственным вовлечением США в конфликт. Приход представителей Гоминьдана к власти на острове не решит сам по себе тайваньский вопрос, но это, по крайней мере временно, стабилизирует ситуацию.