О чем говорили на первом за четыре года российско-арабском саммите в Марокко

Стороны волнует сектор Газа, конфликты в Африке и Леванте, необходимость повышения статуса диалога
ТАСС

Министр иностранных дел России Сергей Лавров 20 декабря начал свое мини-турне по странам Северной Африки. В Марокко (в городе Марракеш) Лавров принял участие в шестом по счету и первом за четыре года Российско-арабском форуме сотрудничества (РАФС), передает корреспондент «Ведомостей».

Встреча прошла под эгидой Лиги арабских государств (ЛАГ) при участии ее генсека Ахмеда Абуль-Гейта. С Лавровым Гейт встречается уже второй раз с октября – тогда на встрече в Москве ими обсуждался кризис в секторе Газа. В мероприятии в Марракеше участвовали министры иностранных дел нескольких арабских стран. Кроме представителей ЛАГ, России и Марокко в форуме приняли участие делегации Палестинской национальной администрации (ПНА), Ирака, Сомали, Судана, Саудовской Аравии, Туниса, Бахрейна, ОАЭ, Йемена, Мавритании, Египта, Ливии (международно признанного Правительства национального согласия в Триполи), Ливана, Коморских островов и Катара. На мероприятии не было соседнего с Марокко Алжира: с августа 2021 г. дипотношения между ними разорваны после обвинений с алжирской стороны в стимулировании марокканцами сепаратизма.

Министр иностранных дел Марокко Насер Бурита призвал повысить статус РАФС до уровня стратегического диалога и сделать его формат регулярным. «Хотели бы сформировать дорожную карту такого партнерства», – добавил он. Примером он назвал форум «Россия – Африка», последний раз собиравшийся летом в Санкт-Петербурге.

Предпосылки для повышения статуса диалога с Москвой проиллюстрировал и генсек ЛАГ Гейт. Товарооборот России с арабскими странами в 2003 г. составил $3,5 млрд, в 2013 г. – $14 млрд, а в 2022 уже $23 млрд. «Экономическое сотрудничество должно соответствовать историческим и культурным связям, потенциал огромный. Россия наш истинный партнер и географически, и политически», – заметил он.

И глава МИД Марокко, и генсек ЛАГ вскоре обратились к наиболее болезненному для арабского мира вопросу – израильско-палестинскому конфликту в секторе Газа. Бурита и Гейт назвали эти события «агрессией» Тель-Авива, сконцентрировались на жертвах и разрушениях от израильских ударов, необходимости создания единой Палестины со столицей в Восточном Иерусалиме «во главе с Махмудом Аббасом», согласно резолюциям ООН и ограничению Израиля границами 1967 г. Лавров, которого генсек ЛАГ назвал «уважаемым дорогим другом», заявил, что Россия, хотя и «категорически осуждает атаки 7 октября» со стороны «Хамаса», но видит катастрофический характер насилия с израильской стороны и призывает к долговременному перемирию и мирному политическому решению конфликта в Газе, что невозможно без создания единой Палестины. «Принципиальная позиция России совпадает с линией арабских стран», – подчеркнул Лавров.

В том, что попытки урегулирования ситуации в Газе проваливаются в Совете безопасности ООН, он обвинил Запад, США и их «авантюрную» политику по «разжиганию пожара» в арабском мире.

Кроме Палестины Бурита и Гейт указали на необходимость привлечения Москвы к разрешению конфликтов в Ливии с восстановлением ее государственности, прекращению гражданских войн в Судане и Йемене, а также окончательного урегулирования в Сирии. «С учетом места России в регионе мы рассчитываем, что Россия сыграет свою роль в решении этих проблем», – сказал Бурита.

Лавров высоко оценил потенциал РАФС как инструмент сближения России и арабского мира. «В 2019 г. был принят план действий, целей и задач механизма. Несмотря на затянувшееся согласование сегодняшней встречи, большинство договоренностей реализуются», – сказал российский министр. Он анонсировал принятие по итогам саммита совместной декларации и плана действий РАФС на следующие три года, в том числе в области обсуждаемых на закрытой части форума тем в сфере экономики, политики и гуманитарных связей.

На итоговой пресс-конференции Лавров и Бурита подтвердили общность подходов по сектору Газа, заявили о согласовании плана работы РАФС до 2027 г., итоговой «Декларации Марракеш» и выступили за более активное сотрудничество бизнес-кругов. «Разговор был открытым, как и положено среди друзей. Рассмотрели комплекс вызовов и угроз для Северной Африки и Ближнего Востока. Позитивная тенденция – рост роли арабских стран в решении ситуации в Ливии, Йемене и Судане. Мы выразили надежду в урегулировании в Сирии после возвращения ее в ЛАГ, обсудили Сахель и Сомали», – сказал Лавров.

Перед началом пленарной сессии Лавров встретился со своим египетским коллегой Самехом Шукри в закрытом формате. По ее завершении Лавров провел двусторонние переговоры с министром иностранных дел Марокко и вылетел в Тунис.

Российско-арабские форумы сотрудничества, учрежденные Россией и ЛАГ в сентябре 2009 г., периодически проводятся с 2013 г. – первая встреча такого формата прошла в Москве. Последний раз РАФС собирался в Москве еще до пандемии, в апреле 2019 г. 5 декабря Лавров был в составе делегации президента России Владимира Путина в его однодневном блиц-турне в ОАЭ и Саудовскую Аравию. После того как Путин отбыл в Москву, Лавров продолжил работу на Ближнем Востоке. 8-9 декабря он принял участие в международном форуме по безопасности «Сир Бани Яс» в Абу-Даби (ОАЭ), затем также посетил столицу Катара Доху, где 10 декабря выступил на 21-м Дохийском форуме.