Польша обвинила российских авиадиспетчеров по делу о катастрофе Качиньского

Военная прокуратура будет просить об их привлечении к уголовной ответственности
На месте катастрофы, 2010 год/ Mikhail Metzel/ AP

Главная военная прокуратура Польши, завершив расследование обстоятельств авиакатастрофы самолета Ту-154М президента Польши Леха Качиньского в 2010 г. под Смоленском, предъявила обвинения российским авиадиспетчерам и направит в Россию материалы для привлечения их к ответственности. Об этом пишет «Газета выборча» со ссылкой на пресс-конференцию прокурора Йеренуша Шелага, представившего в пятницу доклад о причинах катастрофы.

По мнению польской стороны, рассказал прокурор, один из диспетчеров обвиняется в халатности при управлении воздушным движением, другой – в неумышленном провоцировании авиакатастрофы. "В соответствии с европейской конвенцией "О взаимной правовой помощи по уголовным делам" мы запустили процедуру привлечения российских граждан к ответственности в качестве подозреваемых", – заявил Шелаг. Как пишет газета, соответствующий документ направлен российским властям 24 марта, наказание может составить от шести месяцев до восьми лет.

Однако главной причиной катастрофы самолета Качиньского военная прокуратура считает неверные действия экипажа. “Главной причиной катастрофы эксперты назвали неверные действия экипажа, связанные с уходом ниже глиссады при заходе на посадку, и непринятие решения об уходе на второй круг в сложных метеоусловиях", – сказал Шелаг. 

Также, по данным следствия, для перевозки “особо важных” пассажиров был неверно подобран экипаж. Необходимую квалификацию имел только бортинженер, а командир воздушного судна не имел права садиться за штурвал Ту-154М. Следствие полностью исключило повреждения самолета, не связанные со столкновением с землей.

"Никаких нарушений не было"

Следственный комитет России (СКР) 27 марта категорически отверг обвинения польской стороны в адрес российских авиадиспетчеров. "В СКР продолжается расследование уголовного дела, возбужденного по факту данной катастрофы. По результатам, имеющимся на настоящий момент, никаких нарушений в действиях группы руководства полетами выявлено не было", - заявил "Интерфаксу" официальный представитель СКР Владимир Маркин.

"Стенограммы записей с пункта управления полетами давно находятся в открытом доступе, там полностью отражены и предупреждения экипажа об отсутствии условий для приема судна, и об установке высоты принятия решения 100 м, и подтверждение экипажем готовности с этой высоты уйти на второй круг, и последующие предупреждения диспетчеров о приближении земли и необходимости ухода на второй круг", - напомнил он. Он подчеркнул, что "все эти предупреждения были полностью проигнорированы экипажем, который в соответствии с международными нормами гражданской авиации полностью несет ответственность за выполнение полета и за принятие решения о посадке самолета".

"Также должен уточнить, что по запросам польской стороны следователями Следственного комитета проводились допросы лиц, располагавших какими-либо сведениями о катастрофе, в том числе группы руководства полетами. Все стенограммы своевременно передавались в польскую прокуратуру, - сказал Маркин. - Хочу напомнить, что техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета также в ходе своего расследования не выявила никаких нарушений в действиях диспетчеров".

Самолет польских ВВС Ту-154М разбился под Смоленском 10 апреля 2010 г. На его борту находилась официальная польская делегация во главе с президентом Лехом Качиньским, которая летела в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях. Погибли 96 человек – 88 пассажиров и восемь членов экипажа. В списке погибших Качиньский и его супруга Мария, а также руководители более чем десятка ключевых госструктур, члены парламента, включая двух вице-спикеров сейма и вице-спикера сената, известные в Польше общественные и религиозные деятели.

В январе 2011 г. Международный авиационный комитет (МАК) обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования катастрофы самолета. Непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами – недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.