Опубликована самая подробная расшифровка переговоров в кабине пилотов самолета президента Качиньского

В кабине пилотов президентского Ту-154, на котором разбился президент Польши Лех Качиньский, перед крушением находился главком ВВС Польши генерал Анджей Бласик, а пилотов постоянно отвлекали третьи лица. Это следует из расшифровки переговоров пилотов с диспетчерами и теми, кто находился в кабине или рядом с ней. Полная расшифровка опубликована на сайте радиостанции RMF FM. Расшифровку делали эксперты, назначенные варшавской военной прокуратурой. В результате удалось распознать на одну треть слов больше, чем было доступно ранее.

Из расшифровки следует, что главком не вышел из кабины пилотов, несмотря на призывы стюардов, чтобы все пассажиры сели на места. Также его голос советует пилотам смело садиться в Смоленске, хотя те предлагали уйти на запасной аэродром в Минск или Витебск. Перед посадкой пилоты были удивлены плохой метеосводкой по Смоленску и сильным туманом. Из разговоров третьих лиц следовало, что пассажиры пили пиво.

За 20 последних минут записи эксперты зафиксировали семь попыток пилотов заставить третьи лица замолчать и успокоиться. Последний призыв "прекратите, пожалуйста" прозвучал за 2,5 минуты до крушения.

В партии Качиньского "Право и справедливость" выразили удивление, почему об этих подробностях не было известно раньше, сообщает русская служба BBC. Межгосударственный авиационный комитет сообщил о присутствии Бласика в кабине еще летом 2010 г. Сначала польская военная прокуратура отрицала это. В конце июля 2011 г. польская правительственная комиссия подтвердила, что работе экипажа борта номер 1 мешали посторонние, которые заходили в кабину, управляющий пилот - командир - был загружен ведением радиосвязи, и в целом пилоты находились под давлением. Также комиссия пришла к выводу, что обучение пилотов спецполка по обслуживанию самолетов руководства страны не отвечало стандартам. Комиссия не нашла подтверждения того, что садиться в тумане требовал лично главнокомандующий польских ВВС генерал Анджей Бласик.

Самолет Качиньского разбился при заходе на посадку на аэродром "Северный" 10 апреля 2010 г. Погибли 96 человек.

Главная военная прокуратура Польши в конце марта объявила о завершении расследования обстоятельств авиакатастрофы и предъявила обвинения российским авиадиспетчерам. По данным прокуратуры, один из диспетчеров подозревается в халатности при управлении воздушным движением, другой – в неумышленном провоцировании авиакатастрофы. По мнению польской стороны, диспетчеры аэропорта "Северный" под Смоленском не сообщили экипажу самолета президента Польши о плохих погодных условиях в районе посадки и наличии запасных аэродромов. Главной причиной катастрофы польские эксперты назвали неверные действия экипажа, связанные с уходом ниже глиссады при заходе на посадку, и непринятие решения об уходе на второй круг в сложных метеоусловиях, а также то, что у пилотов борта была недостаточная квалификация для управления этим самолетом.

Следственный комитет России (СКР) 27 марта категорически отверг обвинения польской стороны в адрес российских авиадиспетчеров. По его данным, экипаж президентского борта своевременно предупредили и о плохих погодных условиях в Смоленске, и о необходимости уйти на второй круг для посадки, и это следует из стенограмм переговоров.

В январе 2011 г. Международный авиационный комитет обнародовал свой окончательный отчет о результатах технического расследования катастрофы самолета. Непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами – недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.