Информацию о завершении проверки «экспертов ЮКОСа» прокомментировал один из проверяемых

undefined

Бывший замдиректора Центра правовых и экономических исследований ВШЭ Михаил Субботин (также участвовал в общественной экспертизе второго дела ЮКОСа) сказал "Ведомостям", что 5 мая впервые узнал о прекращении расследования в отношении составителей этой экспертизы. Еще месяц назад он обращался в СКР с просьбой вернуть изъятые у него компьютеры, но получил отказ: техника приобщена к материалам уголовного дела, расследование которого продолжается, объяснили ему в комитете.

5 мая о завершении проверки группы юристов и экономистов, которые подготовили экспертное заключение по второму делу ЮКОСа, сообщили "Интерфакс" и ТАСС со ссылкой на информированные источники. Собеседник "Интерфакса" заявил, что в действиях ученых, которые участвовали в экспертизе и выступали за либерализацию Уголовного кодекса, "следствие не нашло состава преступления" и не смогло доказать корыстные мотивы. По его словам, некоторых юристов и экономистов допросили только как свидетелей, а обвинений никому не предъявляли. Источник ТАСС сказал, что претензий к экспертам нет, и добавил, что отдельного дела экспертов не было, а проверку проводили в рамках расследования дела ЮКОСа.

Субботин напомнил, что расследование так называемого дела экспертов проходило в рамках основного дела ЮКОСа, которое было возбуждено в 2003 г. по факту причинения имущественного ущерба «Апатиту». «Я помню, когда следователи интересовались деятельностью центра правовых реформ, на столе у них стояли тома этого дела со 101-го по 106-й», - вспомнил он. На самом деле круг интересов следствия был гораздо шире, рассказал Субботин: сначала их интересовали правозащитники, получавшие деньги от «Открытой России», потом они плавно перешли к результатам общественной экспертизы, проводившейся Советом по правам человека при президенте, потом начали искать криминал среди тех, кто готовил гуманизацию уголовного права в 2011-2012 гг., – а среди таких были чиновники высокого ранга, депутаты Госдумы. Следователи отчаянно пытались найти хоть что-нибудь, подтверждавшее факты «легализации» денег зарубежным менеджментом ЮКОСа, хотя искать там было нечего, отметил эксперт. После того как отпустили Ходорковского и объявили о приостановке дела против иностранного менеджмента компании, прекращение расследования в отношении юристов и экономистов совершенно закономерно, «теперь мы им просто не нужны», заключил он.

Действительно, в 2013 г. в ходе допросов фигурировало «материнское дело ЮКОСа», сказал "Ведомостям" адвокат Андрей Рахмилович, который также давал показания следствию в качестве юрисконсульта Центра правовых и экономических исследований ВШЭ. Впрочем, добавил он, из обнародованного информагентствами сообщения вовсе не следует, что возбужденное в 2003 г. дело закрыто, – скорее всего, оно по-прежнему существует и никуда не делось, а сделанные заявления об отсутствии в действиях экспертов корыстных мотивов – просто какой-то ведомственный пиар.

СКР пока не ответил «Ведомостям» на вопрос о том, какое именно расследование прекращено и как это сказалось на судьбе «основного дела ЮКОСа».