Региональные общественные палаты будут предотвращать протесты с помощью «мягкой силы»

На встрече с членами ОП Владимир Путин также призвал внести изменения в закон об НКО- иноагентах
Региональные отделения Общественной палаты помогут предотвратить протестные акции в период экономического кризиса/ Е. Разумный/ Ведомости

Региональные отделения Общественной палаты помогут предотвратить протестные акции в период экономического кризиса. На встрече членов ОП с Владимиром Путиным в Кремле руководитель президиума Совета региональных палат Наталья Вавилова заявила, что сегодня на первый план вышел принцип «мягкой силы». Члены ОП в регионах могут действовать с этой позиции, чтобы предотвратить выход людей на улицу еще до того, как кризис достигнет своего пика. По словам Вавиловой, взаимодействие региональных ОП с гражданами – важный фактор стабильности в субъектах. Для того чтобы результат такой работы с населением был эффективен, необходимо решить вопрос с финансовым обеспечением региональных ОП (например, отдельной строкой в бюджете субъекта) и найти новых лидеров общественного мнения. Владимир Путин идею расширения влияния региональных ОП поддержал, напомнив, что изначально Общественная палата создавалась, чтобы «расширить базу демократии». Нынешние демократические структуры, например «парламентская демократия», не всегда отражают мнение общества, заявил президент.

Попытки ОП занять нишу по предотвращению протестных акций в регионах – это попытка выдать желаемое влияние за действительное, «изобрести горячий лед», говорит политолог Константин Калачев. Реальный авторитет ОП в регионах невысок, поэтому помочь в случае кризиса отношений власти и общества они вряд ли смогут. «Уже в самом механизме формирования региональных ОП заложены проблемы излишней сервильности и имитационности палат, которые фактически становятся отделом по работе с общественностью при исполнительной власти, и вряд ли сами власти этого не понимают», - резюмирует эксперт.

На встрече Путин высказался за корректировку закона об иностранных агентах, не пояснив, впрочем, какие изменения стоит внести. «Много споров было вокруг так называемых иностранных агентов, - напомнил президент, - я считаю и соглашаюсь с теми коллегами, которые говорят, что некоторые вещи требуют дополнительной корректировки». Формулировки в действующем законе, по словам Путина, могут трактоваться по-разному и, таким образом, «наносят ущерб даже деятельности абсолютно лояльных пророссийских, рассчитанных на помощь людям, организаций».

При этом президент привел рекомендацию Общества защиты прав потребителей как пример «обслуживания интересов иностранных государств» со стороны НКО. "Недавние события, связанные с организацией, которая якобы заботится о потребителях и которая начала давать рекомендации по поводу того, как вести себя нашим туристам в Крыму и как относиться к решению вопросов с собственностью в Крыму. Как это называется? Это забота о гражданах России? Нет, это обслуживание интересов иностранных государств в отношении России", - сказал президент. По его словам, именно для этого и вводилось понятие «иностранный агент», «чтобы иностранные государства не использовали инструменты подобного рода для вмешательства в наши внутриполитические дела».

Четыре организации сами подали заявления о включении в реестр иностранных агентов, возможно, они и есть «лояльные НКО», полагает директор фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина. «Деление гражданского сектора по принципу лояльности очень странное. Гражданский сектор призван своей деятельностью контролировать власть, поскольку природа власти в любой стране при отсутствии гражданского контроля приводит к сокращению прав и свобод», - говорит Таубина. Сейчас, по ее словам, в реестре в основном находятся организации, которые адекватно оценивают обстановку, ситуацию в стране и предлагают конструктивные решения для улучшения ситуации. Об изменениях в закон президент говорит чуть ли не с момента его принятия, напоминает Таубина. «Я сторонник отмены этого закона в существующем виде и отмены концепции «иностранного агента». Любые корректировки при существующей концепции не принесут результата. Даже если будет конкретизировано определение «политической деятельности», но не будет прописано иностранное участие в лоббизме каких-то политических интересов», - говорит она. Если нужно дополнительное регулирование тех, кто получает иностранное финансирование, то назовите это реестром НКО, получающих иностранное финансирование, предлагает Таубина: «Но не надо заниматься идеологией и навешиванием ярлыков». Если же концепция закона будет прежней, то никакие корректировки ничего не изменят, говорит она.