Конституционный суд получил первый запрос Минюста о неисполнении решения ЕСПЧ – «Коммерсантъ»

undefined

В Конституционный суд России поступило первое обращение Минюста о возможности неисполнения решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), пишет "Коммерсантъ". Запрос зарегистрирован и находится на предварительном изучении секретариата КС. Уполномоченный представитель России при ЕСПЧ Георгий Матюшкин объяснил, что запрос министерства касается постановления ЕСПЧ по делу "Анчугов и Гладков против России" от 4 июля 2013 г. Страсбургский суд тогда решил, что действующий в России абсолютный запрет для заключенных голосовать на выборах противоречит Европейской конвенции. Запрос по этому решению в КС уже подавал председатель Центризбиркома Владимир Чуров, но суд признал ЦИК ненадлежащим заявителем.

Председатель КС Валерий Зорькин и другие представители российских властей ранее заявляли, что решение по делу "Анчугова и Гладкова" противоречит Конституции, в которой ч. 3 ст. 32 гласит, что "не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда". Эта норма прописана во второй главе Конституции, которую нельзя изменять без принятия новой редакции Основного закона или проведения референдума. Эти доводы использовались в запросе депутатов Госдумы в КС, на основании которого 14 июля суд разрешил самому себе санкционировать возможность неисполнения решения ЕСПЧ, напоминает газета.

Поддержавший решение по делу "Анчугов и Гладков против России" российский судья ЕСПЧ Дмитрий Дедов объяснил, что запрет на голосование для всех заключенных - это попавшая в Конституцию 1993 г. старая советская норма, которая противоречит всей практике ЕСПЧ, который не допускает умаление фундаментальных прав человека, находящегося под контролем государства. Опрошенные изданием эксперты-конституционалисты считают, что спорную норму можно прочитать в том смысле, что запрет на участие в голосовании должен вводиться "по приговору суда", т. е. в каждом конкретном деле индивидуально.

Газета полагает, что этот казус может стать способом для российских властей опробовать вступивший в силу в декабре 2015 г. механизм неисполнения решений Страсбургского суда. Издание напоминает, что наиболее резонансным решением является требование выплатить 1,86 млрд евро компенсации акционерам ЮКОСа.