Верховный суд отменил презумпцию совместной выплаты долгов супругами-заемщиками

undefined

Долг по займу одного из супругов может быть признан общим только в том случае, если он брался на семейные нужды, следует из опубликованного Верховным судом обзора судебной практики за I квартал 2016 г. от 13 апреля. Доказывать общность семейных нужд предстоит стороне, претендующей на распределение долга. До сих пор считалось, что если кредит берет один из супругов, то он автоматически будет направлен на семейные нужды и отвечать по нему должна пара, отмечает «Коммерсантъ». Теперь же эта презумпция отменяется. Новые установки будут доведены до судов.

«Клиент взял кредит на 1 млн руб., купил автомобиль и подарил подруге. Жена была не в курсе. И при разделе имущества, когда делятся не только приобретенные в браке права, но и обязательства, муж пытался переложить на жену обязательства по кредиту», — вспоминает случай из своей практики юрист Московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Тамилла Сакварелидзе.

Изменение практики взыскания долгов повышает риски для банков. Обычно при выдаче автокредитов и необеспеченных потребительских ссуд письменное согласие супруга не требуется. Оно нужно для ипотеки. Но «доказать, например, что машина была куплена заемщиком для семейных целей, не всегда возможно», говорит заместитель директора департамента проблемных активов «ВТБ 24» Владислав Котельников. Таким образом, банкам придется вводить требование для заемщиков предоставлять согласие супругов на получение кредита. Тогда обязанности по возврату лягут на обоих супругов. Котельников считает, что для автокредитов новое требование станет обязательным. По остальным оно будет требоваться избирательно.