Forbes: Россия с 17 июля 2014 года запретила полеты гражданских самолетов близ Донбасса

Россия с нуля часов 17 июля 2014 г. ограничила выпуском документа NOTAM UUUUV6158/14 для полетов гражданской авиации сопредельное с Украиной российское воздушное пространство в зоне ответственности Ростовского зонального центра единой системы организации воздушного движения вплоть до высоты 16 150 м, пишет Forbes. Издание ссылается на одно из положений итогового отчета Совета по безопасности Нидерландов (DSB) о расследовании крушения Boeing 777 Malaysia Airlines. Самолет был сбит через 17 часов 20 минут после введения этого ограничения. Forbes отмечает, что высота 16,15 км сопоставима с максимальной высотой поражения зенитного ракетного комплекса «Бук» (до 18 км). Ограничения были введены «для обеспечения безопасности полетов», а в качестве их причины указываются «боевые действия на территории Украины вблизи государственной границы Российской Федерации и факта стрельбы с территории Украины в направлении территории Российской Федерации».

Forbes напоминает, что до тех пор, несмотря на ряд случаев, когда сепаратисты стреляли по украинским военным самолетам из ПЗРК, Россия никаких ограничений не вводила.

Когда DSB запросил российскую сторону о причинах ввода этих ограничений на полеты гражданской авиации в приграничных районах российского воздушного пространства в зоне ответственности Ростовского зонального центра, Росавиация ответила, что это сделано с целью «согласования ограничительных мер с прилегающим воздушным пространством Украины», цитирует журнал. Издание напоминает, что с 14 июля Украина закрыла воздушное пространство до высоты 9454 м (эшелон FL320), выше которого можно было летать, а Россия закрыла со своей стороны границы воздушное пространство до гораздо большей высоты – 16 150 м (до эшелона FL530), что по сути являлось полным запретом на полеты гражданской авиации. На запрос DSB об очевидном «конфликте высот» двух запретов российская сторона не ответила.

Forbes также напоминает, что ростовский диспетчер должен был знать, что малазийский Boeing, влетавший в зону его ответственности 17 июля, оказался в зоне, запрещенной для полетов гражданских самолетов, но молчал, как не предупреждались и около 150 других гражданских самолетов, которые пролетели через эту зону с полуночи 17 июля.

В связи с этим Forbes спросил Росавиацию и замруководителя ведомства Олега Сторчевого, почему ограничение на полеты в зоне ответственности Ростовского зонального центра Россия ввела именно в ночь на 17 июля. Издание также интересует, почему «высота этих ограничений запредельна для всех существующих типов гражданских самолетов и практически соответствует высоте, простреливаемой зенитными ракетными комплексами «Бук»? Еще один вопрос Росавиации: почему диспетчеры Ростовского центра, которые получили 16 июля 2014 г. документ NOTAM UUUUV6158/14 об ограничении полетов до высоты 16 150 м, продолжали обслуживать «приграничное воздушное пространство как ни в чем не бывало, словно никакого ограничения и не было вовсе?»

17 июля расследовательская группа Bellingcat опубликовала доклад, в котором изложены результаты трехлетнего расследования, проводившегося по открытым источникам. В Минобороны России ранее выводы группы называли фальсифицированными.

В итоговом докладе говорится, что установка «Бук» под номером 332 была перегнана к украинской границе с 23 по 25 июня 2014 г. вместе с другими транспортными средствами военнослужащими 53-й зенитно-ракетной бригады. По данным группы, утром 17 июля 2014 г. этот «Бук» находится в Донецке, был помещен на грузовую платформу и направился на восток через территорию, подконтрольную сепаратистам. В докладе называется имя и позывной российского отставного офицера, который, по мнению расследователей, отвечал за перевозку установки. В докладе прослеживается путь «Бука» до Снежного, разгрузка и уже самостоятельное продвижение установки в южном направлении. 18 июля этот «Бук» был снят на видео: он проезжал через Луганск и на нем не хватало одной ракеты. Из перехваченных переговоров сепаратистов группа делает вывод, что вскоре после этого «Бук» вернулся в Россию.

Bellingcat призывает сосредоточиться на поиске информации о двух мужчинах с позывными Орион и Дельфин, которых разыскивает нидерландское следствие и которые считаются ключевыми фигурантами расследования.