Эксперты допустили космическое происхождение уральского выброса рутения

undefined

Рутений используется в топливе для космических аппаратов, источником нынешнего выброса рутения-106 мог быть упавший спутник, заявил «РИА Новости» замдиректора по науке Института промышленной экологии Уральского отделения РАН Илья Ярмошенко. Он добавил, что падение таких объектов в зоне, где Росгидромет зафиксировал повышенную концентрацию изотопа, не фиксировалось. Также ученый не считает, что источником выброса мог быть входящий в «Росатом» завод «Маяк». Если бы в окружающую среду попал рутений-106 с этого предприятия, он должен был быть выявлен в концентрации с другими радионуклидами, в чистом виде его у предприятия нет», — добавил Ярмошенко. Он отметил, что выработать отдельно этот изотоп сложно, это дорогостоящий материал. Таким образом, вопрос об источнике радионуклида он считает открытым. Также замдиректора института назвал неопасной для людей концентрацию, которую замерил в Челябинской области Росгидромет.

Ранее о том, что источником чистого рутения-106 на Южном Урале в сентябре могла стать аварийная ситуация с космическим спутником, «Интерфаксу» анонимно сообщил преподаватель кафедры физики одного из вузов Челябинской области. Он допустил, что такое возможно, если над этой местностью, «например, горел спутник». «Новогорный значительно ближе к Озерску, где находится ПО "Маяк", чем Аргаяш. Если предположить, что аварийный выброс связан с "Маяком" и дальше разносился ветром, то превышение более высокое должно быть именно в Новогорном. Мы же видим, что все наоборот», - сказал собеседник агентства.

Росгидромет ранее сообщил, что 26 сентября в Аргаяше было зарегистрировано превышение фона рутения-106 за предыдущий месяц в 986 раз, а в Новогорном - в 440 раз. Источник «Интерфакса» также объяснил, что выброс рутения на комбинате «обязательно бы сопровождался выбросом других изотопов - цезия, стронция и т. д», он не был бы чистым. В данных Росгидромета о примесях ничего не сообщается.

«Маяк» ранее во вторник объяснил, что радиоактивный рутений мог оказаться в атмосфере в результате нарушения герметичности оболочки «твэла» в ядерном реакторе или при радиохимической переработке ядерного топлива. «Тот вариант в данном случае невозможен, поскольку при этом в атмосферу неизбежно должны были бы поступить десятки других осколочных радионуклидов, которые были бы зафиксированы службами радиационного контроля», – объяснило предприятие. Также выброс рутения возможен при изготовлении новых, использовании существующих или утилизации отработавших свой срок источников ионизирующего излучения на основе рутения-106. В этом случае концентрация изотопа в атмосфере была бы выше, а в месте разгерметизации источника наблюдался бы повышенный радиационный фон и сильное радиоактивное загрязнение атмосферы. «На ФГУП «ПО «Маяк» в 2017 г. источники из рутения-106 не производились, превышения поступления радионуклидов со стороны предприятия в атмосферу не зарегистрировано. Радиационный фон в норме», – добавил завод.

В официальном пресс-релизе, опубликованном на сайте ПО «Маяк», названо две причины, по которым рутений-106 может попадать в атмосферу.