Пленарное заседание Международного молодежного юридического форума

Ключевые выводы

Состояние современной системы юридического образования далеко от оптимального

«Период реформ 90-х годов XX века и начала XXI века специфическим образом отразился на системе высшего профессионального, в том числе и юридического образования. Она подверглась существенной трансформации, эти изменения по большей части происходили и отчасти продолжают происходить не как результат целенаправленной политики, а стихийным, спонтанным путем. Сформировавшимся таким путем система достаточно сильно отличается по основным параметрам от системы, действовавшей в советский период. Она, по мнению многих экспертов, гораздо менее эффективна и внутренне противоречива, что дает основания оценивать ее состояние как еще далекое от оптимальной и сбалансированной модели», — ректор ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» Ольга Александрова.

«Российская наука и образование всегда были фундаментальными. На первом курсе мы изучали фундаментальные общественно-политические науки — философию, историю. Философские знания — это основа теории государства и российского права. История зарубежных стран и России — это перспектива развития с учетом исторического прошлого, достижений и ошибок российского образования. Российское и советское образование дали новейшие достижения во всех областях науки, творчества», — Председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин.

Развитие технологий создает новые правоотношения, при этом классическое право остается неизменным

«Нет никакого иного выхода и не должно быть, кроме как опираться на классические представления в области юриспруденции, потому что право и отношения, будучи опосредованными цифровыми технологиями, остаются отношениями между людьми. <...> Главный риск для молодых юристов, которые увлечены технологией, но при этом хотят сохранить себя в профессии юриста, — это увлечься самой технологией. <...> Главное, чтобы не было в ущерб правовым знаниям», — заведующий кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» Владислав Архипов.

Проблемы

Внедрение Болонской системы в российских вузах привело к отказу от лучших практик отечественного образования

«Мы реально в советское время получили шикарное образование. То, что произошло потом — разделение на бакалавриат и магистратуру, — я не нахожу ответа, зачем. При этом я понимаю, что надо совершенствоваться, и юридическое образование в том числе должно идти вперед, должны появляться новые факультеты», — Министр юстиции Российской Федерации Константин Чуйченко.

«Самый главный вопрос так и не потерял актуальность: когда мы стали интегрировать постулаты Болонского процесса и вводить в нашу систему что-то новое извне, не потеряли ли мы сильные качества отечественного образования вообще и отечественного высшего юридического образовательного в частности? Мы все хорошо помним, что внедрение в России в юридическое образование инструментов Болонского процесса происходило довольно противоречиво и не вызывало безусловной поддержки вузовского сообщества. В контексте последних тектонических изменений в мире наше государство начинает переосмысливать роль и значение интеграционных процессов в области образования, особенно в преломлении системы Болонского процесса», — ректор ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» Ольга Александрова.

Цифровизация в образовании открывает новые возможности, но снижает эффективность освоения ряда профессиональных навыков

«Пандемия коронавируса позволила вузам в значительной степени укрепить потенциал образовательных онлайн-технологий, полноценно внедрить их в свой образовательный процесс. Разумеется, здесь имеются неоспоримые преимущества... Вместе с тем чрезмерное использование технологий онлайн-образования, увлеченность так называемым цифровым образовательным пространством может привести к деградации профессиональных знаний у будущих юристов. Студент лишается вовсе или в значительной мере непосредственного взаимодействия с преподавателем, у такого студента существенно снижаются коммуникативные навыки, столь необходимые для любого юриста. Он не в состоянии полноценно уяснить этику права, принципы, которые закладываются в ходе непосредственного общения студента и преподавателя», — ректор ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» Ольга Александрова.

«Вспоминаю спецкурс [во время своего обучения. — Ред.] по ораторскому искусству Николая Сергеевича Алексеева, нашего декана. Какая здесь цифровизация? Он выходил в аудитории и 90 минут держал зал в напряжении. Просто смотришь на человека говорящего — умный, мудрый, знающий, прошел войну. Как нажатием кнопки по телевизору можно это заменить? Тупеем мы все от цифровизации: нажал кнопку — получил ответ. Пешком уже не ходим, все на машинах. Вот так и с этим — нажмем ответ, а мозг-то и не работает. А на практику придем, кто мозг будет включать? Начальник? Не каждый начальник может мозги включить», — Председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин.

Решения

Качество юридического образования не должно зависеть от вуза, нужно создавать равные возможности

«Если выпускники российских вузов не имеют образования, которое позволяет им трудоустроиться после бакалавриата, то надо [вузам] дать учить пять лет. Нужно небольшое количество решений: разрешить вузам учить так долго, как они могут, а слабым дать возможность учиться подольше. <...> В моем представлении, общежитие, научное оборудование, которое куплено за бюджетные средства, — это объекты публичной собственности, и государство имеет право установить права доступа к этому имуществу, к этому оборудованию. <...> Тогда юридическое образование будет равное», — ректор ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» Николай Кропачев.

«В 90-е наплодилось слишком много вузов, выпускники которых абсолютно не востребованы. В этой связи со стороны Минюста предлагаем учредить и организовать проведение рейтинга юридических вузов. Соответственно, попадание на определенные места этого рейтинга имело бы определенные последствия», — Министр юстиции Российской Федерации Константин Чуйченко.

Необходимы новые направления юридической науки, в том числе связанные с расследованием IT-преступлений

«Четыре года назад впервые в истории человечества в Москве два полковника ФСБ получили взятку в виде криптовалюты. Мы с трудом провели это через суд, было много вопросов. Потом эта тема как-то заглохла, но, видимо, перспективы остаются. Будем работать, возбуждать, расследовать. <...> Тема цифровых преступлений — думают, что никто не заметит, наоборот, следы остаются. Мы создали специальный IT-отдел, стараемся идти на гребне научно-технического прогресса. <...> В моем учебнике криминалистики, последнее издание готовлю сейчас, специальная глава раздела — IT-технологии в процессе расследования, мы догоняем эту тему и догоним», — Председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин.

«С 1 сентября у нас появятся новые дисциплины — это судебная экспертология, также все [дисциплины], [касающиеся] деятельности некоммерческих организаций... Потому что некоммерческие организации, в общем-то, имеют свою специфику. К сожалению, я вот посмотрел библиографию, работ нет на эту тему. Я уже вообще не говорю о так называемых иностранных агентах — нет ни одной работы. Мы сегодня даже не можем на теоретическом уровне понять, что такое иностранный агент. Собственно говоря, науки и области знания тоже нет. Будем создавать», — Министр юстиции Российской Федерации Константин Чуйченко.

«Технологические сдвиги в условиях цифровизации экономики и социальной сферы настоятельно требуют постоянного обновления знаний, получения новых компетенций практически во всех сферах профессиональной деятельности. Действующее законодательство вводит институт непрерывного образования. Сегодня имеется проект концепции развития непрерывного образования взрослых в РФ на период до 2025 года, практическая реализация которого предполагает пересмотр действующей системы образования, ориентацию на внедрение эффективных гибких краткосрочных [моделей. — Ред.], например, сочетание очной и дистанционной формы обучения», — ректор ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» Ольга Александрова.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

Другие пресс-релизы