КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Юриспруденция в России имеет большой потенциал развития
«Я занимаюсь гражданским и административным судопроизводством, где всегда сохраняется отдельная роль суда. Следственные начала из советского гражданского процесса сейчас воплощены в наших нормах права. Если взять Кодекс административного судопроизводства, именно там принцип состязательности сторон при активной роли суда. Активная роль суда сохраняется и суд должен обеспечить равные условия для состязательности сторон, когда совершенно не равны в своих возможностях обеспечить себе судебную защиту. <...> Что можно сказать о неких перспективах профессионального представительства? Оно может быть во всех судах и всегда, оно может быть в каких-то судебных инстанциях, например, введено обязательное представительство в конституционных судах. Там функция профессионального судебного представительства возрастает значительно», — судья Верховного Суда Российской Федерации Юрий Иваненко.
«Для корпораций архиважно, какой юрист у них работает. <…> Я с большим уважением отношусь к корпоративным юристам, считаю их достаточно замотивированными работниками. <…> Мы до конца года сделаем [предоставление адвокатских документов в суд в электронном виде. — Ред.], у нас программа есть, осталось договориться с судебным департаментом, чтобы они ею пользовались. И доверенности тоже будут в электронном виде», — заместитель Министра юстиции Российской Федерации Максим Бесхмельницын.
Вузы России занимают ведущую роль в повышении юридических профессиональных компетенций
«Свежий студенческий ум намного острее зашоренного ума сформировавшегося профессионала. <…> То, что сейчас существует, требование, которое устанавливает образовательный ценз в виде диплома о высшем юридическом образовании, это разумная достаточная мера, которая обеспечивает достаточный уровень профессионализма представителя», — директор по правовым вопросам ООО «Сименс» Степан Зайцев.
«Критерием для представительства в суде является наличие юридического диплома. У нас в стране ежегодно выпускается порядка 300 тысяч студентов-юристов. Все они сдают государственный экзамен перед государственной экзаменационной комиссией. Мы их пропускаем через это сито, экзамен, требуем свою квалификацию подтверждать. Повышение качества образования — тема сейчас актуальна. Можно начать с образования, как с фундамента, базиса, где и закладываются все знания, навыки и квалификация будущих юристов», — управляющий директор АО «ДОМ.РФ», вице-президент, АО «Банк ДОМ.РФ» Дмитрий Дубенецкий.
ПРОБЛЕМЫ
Нехватка компетенций и квалификаций у юристов
«По гражданским делам у нас вопрос не решен. Сейчас по законодательству достаточно иметь диплом о высшем юридическом образовании, и ты можешь со спокойной совестью идти в суд и представлять интересы доверителя по гражданским, арбитражным делам. Многие юристы, особенно молодые, думают, что они все умеют. Когда выходят в судебный процесс, оказывается не так», — заместитель Министра юстиции Российской Федерации Максим Бесхмельницын.
«Сегодня адвокат — в бюро ли, в коллегии ли — фактически его профессиональную деятельность никто не проверяет, если только нет жалобы. <…> Двадцать лет я представляю правительство в Конституционном суде. Сторону заявителя представляют либо адвокаты, либо кандидаты наук. <…> Если были хорошие, то только адвокаты. Это традиция, культура, поведение, даже то, как человек приходит в Конституционный суд. <…> Никогда не забуду деятеля, который пришел в Конституционный суд: джинсы, красная рубашка в клетку, подтяжки и бабочка. <...> В Москве при населении в семь миллионов человек было 950 адвокатов, сегодня население 14 млн, а сколько адвокатов — 11 тысяч 700. <…> Я вижу деградацию качества адвокатов», — полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации Михаил Барщевский.
Недостаточный уровень подготовки
«Ни в одной стране мира нельзя стать судьей, не имея практического опыта работы по другим специальностям. Только у нас. Что касается юридического образования. В Советском Союзе было 52 вуза, которые готовили юристов. Как вы думаете, какое количество вузов выдает дипломы юриста в Российской Федерации сегодня? Было 1200, осталось 900 вузов. В Москве почти сто. Какое юридическое образование?» — полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации Михаил Барщевский.
«В вопросах высшего образования мы должны руководствоваться в том числе практичностью. И здесь корпоративный сектор выступает за максимальную практичность и утилитарность. Мне, как руководителю команды, которая каждый день решает, кто должен пойти в суд, а кто должен сидеть и заниматься менее квалифицированным трудом — написанием договоров, например, мне важны именно практические навыки. Выпускники, которые к нам сейчас попадают, у них именно практических навыков и не хватает. Практики зачастую у выпускников нет, и моя задача их научить, и я буду их образовывать, передавать опыт, который есть у меня и у моих коллег», — управляющий директор АО «ДОМ.РФ», вице-президент АО «Банк ДОМ.РФ» Дмитрий Дубенецкий.
РЕШЕНИЯ
Ввести допуск к судебному представительству для начинающих юристов
«Мы предлагаем ввести некий допуск к судебному представительству. <...> Мы должны выяснить, кто этот допуск будет давать. <...> Есть огромный пласт — это корпоративные юристы. Им тоже все-таки придется допуск получать для судебного представительства. <…> Если мы делаем этот допуск, то, получается, у нас вопрос к адвокатскому сообществу. Мы знаем, что правила игры очерчены в адвокатуре, поэтому наше мнение — надо адвокатам давать допуск автоматически. Как он вошел в профессию, получил удостоверение, мы его внесли в реестр, он приступил к выполнению своих обязанностей», — заместитель Министра юстиции Российской Федерации Максим Бесхмельницын.
«Есть два варианта. Первый вариант — у нас есть Ассоциация юристов России, которая имеет территориальные отделения, и, теоретически, можно предоставить ей полномочия принимать экзамен на допуск. А можно не изобретать велосипед — у нас есть территориальные адвокатские палаты, в которых есть квалификационные комиссии. Там представлено государство и можно им предоставить такое право принимать этот экзамен», — полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации Михаил Барщевский.
Усилить подготовку в вузах
«Есть десяток критериев, которым должен соответствовать человек, чтобы в суде быть представителем и за него не было стыдно ни суду, ни его доверителю. [необходимо. — Ред.] высшее юридическое образование, желательно полное, а не бакалавриат. Желательно, чтобы у этого субъекта был практический опыт до того, как он начнет ходить в суд. Очевидно, что он должен сдавать специальный экзамен: не только на знание теории государства и права, но и специальных приемов, которые используются в суде во время процесса. Следующий критерий, которым должен соответствовать человек — институт обязательного повышения квалификации: ни раз от раза, это должны быть стандарты повышения квалификации», — президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Юрий Пилипенко.