ГТЛК представляет обзор транспортного комплекса России по предварительным итогам 9 месяцев 2022 года

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) на основе данных из открытых источников и маркетинговых исследований приводит комплексную оценку состояния ключевых сегментов транспортного комплекса РФ по предварительным итогам января-сентября 2022 года и прогноз по динамике их развития.

Авиация

Нестабильная экономическая и политическая обстановка в мире продолжает оказывать негативное влияние на российскую авиационную отрасль. Пассажиропоток отечественных авиакомпаний по итогам 9 месяцев 2022 г. снизился год к году на 13%, при этом падение в сентябре относительно августа текущего года ускорилось (20% против 19%, соответственно).

Согласно прогнозам Минтранса РФ, по итогам 2022 года ожидается пассажиропоток на уровне 100 млн человек. Основной фактор — снижение объемов перевозок на международных линиях – до 10 млн человек. При этом ожидается увеличение перевозок на внутренних линиях – до 90 млн человек.

Общее сокращение перевозок в 2022 г. составит 10%.

Согласно ожиданиям Минэкономразвития РФ, пассажиропоток российских авиакомпаний в ближайшие годы будет расти умеренными темпами, но даже в 2025 г. не достигнет уровня 2021 г.

Аналитики фиксируют сокращение производства гражданских самолетов, в то же время производство вертолетов по итогам января – сентября 2022 г. увеличилось, что в том числе свидетельствует об эффективности действующих государственных программ по поддержке вертолетостроения с использованием механизма льготного лизинга.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожные перевозки в сентябре 2022 г. ускорили падение после замедления негативной динамики в предыдущем месяце. За 9 месяцев 2022 г. погрузка сократилась на 3,6% в сравнении с аналогичным периодом 2021 г. Это обусловлено уменьшением экспортных потоков в западном направлении и сокращением перевозок почти всех видов грузов за исключением строительных материалов. Наибольшее падение при этом продемонстрировали перевозки зерна, лесных грузов, промышленного сырья. Перевозка нефти и нефтепродуктов показывает нулевую динамику и держится на уровне января-сентября 2021 г.

В настоящий момент эксперты фиксируют стремление грузоотправителей переориентировать часть своей продукции на внутренний рынок. В частности, внутрироссийские перевозки на Восточном полигоне в исследуемом периоде увеличились на 8%.

Для ускорения вывоза грузов на Восток ожидается передислокация вагонов с увеличенной грузоподъемностью.

При этом перестройка логистических потоков, сокращение перевозок и высвобождение части подвижного состава привели к снижению ставок аренды. По итогам 2022 г. РЖД прогнозирует снижение погрузки относительно 2021 г. на 5%.

Что касается вагоностроения, прогнозируется сокращение сегмента в 2022 г. на 20-28%, лидерами производства станут хоппер-дозаторы и полувагоны. Что касается ситуации с кассетными подшипниками, ожидается полная локализация их производства в России уже в следующем году.

Водный транспорт

В сентябре 2022 г. объем грузовых перевозок в РФ морским транспортом впервые с апреля сократился (-36%) к показателю 2021 г., а перевозки грузов внутренним водным транспортом снизились незначительно (-0,4%).

При этом за 9 месяцев 2022 г. сегмент водного транспорта продолжает расти – увеличился объем грузовых перевозок как морским (+12%), так и внутренним водным транспортом (+0,6%). Пассажирские перевозки показывают разнонаправленную динамику – морским транспортом снизились на 27%, а внутренним водным выросли на 3%.

Грузооборот морских портов РФ за 9 месяцев года уменьшился на 0,5%: сохраняется сокращение перевалки сухогрузов (-5,5%) и рост перевалки наливных грузов (+4,6%).

В сегменте водного транспорта произошло изменение грузопотоков — российский морской торговый флот переориентировался с запада на восток и юг. Так, количество заходов судов под флагом РФ в порты ЕС в третьем квартале 2022 г. снизилось почти в 10 раз к показателю 2021 г. Кроме того, на фоне введенных недружественными государствами санкций грузы переходят на мультимодальные маршруты с участием железнодорожного транспорта и судов класса «река-море».

По оценке Минэкономразвития России, к 2025 г. прогнозируется уменьшение перевозок грузов морским транспортом на -17,3% (к уровню 2021 г.) и рост перевозок грузов внутренним водным транспортом на +16,6%. Для увеличения пропускной способности внутренних водных путей и портов в 2023-2025 гг. ожидается выделение государственных и частных инвестиций на модернизацию инфраструктуры и строительство обеспечивающего флота.

Что касается сегмента судостроения, по данным Минпромторга России на фоне ожидаемого роста перевозок по Северному морскому пути, а также увеличения заявленной потребности в новом флоте со стороны Минтранса и Минсельхоза России необходимые поставки судов к 2035 году увеличились в 1,5 раза – до 1,5 тыс. ед.

Автотранспорт

Пассажирские и грузовые перевозки автотранспортом по итогам 9 месяцев 2022 г. растут – на 1,7 и 0,5%, соответственно. Грузовые перевозчики постепенно перестраивают свои логистические цепочки: растет грузопоток в Турцию, Армению, Азербайджан, Грузию, Китай.

По итогам 2022 г. ожидается незначительное увеличение объема перевозок грузов автомобильным транспортом — на 1%. C учетом темпов роста промышленного производства и ВВП в среднесрочной перспективе прогнозируется рост перевозок грузов автомобильным транспортом к 2025 г. на 6,4% (относительно 2021 г.).

В сегменте пассажирских перевозок прогнозируется сокращение пассажирооборота в 2022 г.: автобусов на -7%, городского электрического транспорта на -3%. К 2025 г. пассажирооборот автобусов вырастет на +0,3% (к 2021 г.), городского электрического транспорта на +2%.

Сохранение на мировом рынке дефицита электронных компонентов для автомобильной промышленности, остановка поставок комплектующих из ЕС и США для производства российской техники, прекращение импорта иностранных транспортных средств, удорожание техники оказывают давление на российский рынок автотранспорта. Объем продаж грузовых автомобилей в России по итогам января – сентября упал более чем на 18% год к году, а продажи автобусов сократились на 4,3%. Сдерживает влияние негативных факторов на отрасль легализация параллельного импорта.

По итогам 2022 г. ожидается падение продаж грузовых автомобилей на 25%. Сокращение продаж автобусов по итогам 2022 г. будет менее резким (-10%), поскольку не так сильно зависит от поставок иностранных комплектующих.

Другие пресс-релизы