Грантовую поддержку Российского научного фонда (Фонд) получил российско-китайский проект, участие в котором принимают ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). Это первый международный проект с участием ЦАГИ, получивший грант Фонда.
Проект направлен на исследование аэродинамического шума и способов его снижения для крыла перспективного сверхзвукового гражданского самолета (СГС). Партнером ЦАГИ в проведении исследований стал Китайский аэродинамический научно-исследовательский центр CARDC. Работа рассчитана на 2023–2025 годы.
«ЦАГИ является одним из ведущих мировых центров авиационной науки, где есть все необходимые ресурсы, инфраструктурные, кадровые и технические, для реализации проектов в сфере авиастроения. Исследование российско-китайского научного коллектива станет важным шагом в развитии аэрокосмической отрасли. В результате конкурсного отбора международный проект будет получать грантовую поддержку Российского научного фонда размером от 4 до 7 млн рублей ежегодно с 2023 по 2025 год», — сказала заместитель председателя правительства – министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева.
Сверхзвуковой гражданский самолет должен соответствовать нормам по шуму на местности, принятым для современных дозвуковых воздушных судов. Для условий посадки важным направлением является изучение шума, один из основных источников которого — механизированное крыло сверхзвукового гражданского самолета.
«Для того, чтобы оптимально смоделировать крыло сверхзвукового гражданского самолета, необходимо провести достаточное количество исследований и выработать подходы к снижению уровня шума. Это и есть цель нашего проекта, и Российский научный фонд поддержал его. В процессе работы мы собираемся изучить механизмы генерации шума, связанные с обтеканием механизированного крыла СГС, которые могут существенно отличаться от механизмов шума традиционного крыла дозвуковых самолетов. Численное моделирование такой задачи пока представляет существенные трудности, поэтому в рамках совместного проекта для этого запланированы испытания модели крыла СГС в акустических камерах ЦАГИ и СARDC. Особенно важно то, что подобные исследования будут выполнены впервые в мире. Это ценный вклад в создание пассажирской сверхзвуковой авиации», — отметил руководитель проекта, начальник научно-исследовательского центра аэроакустики ФАУ «ЦАГИ», доктор физико-математических наук Виктор Копьев.
Проект был отобран в рамках открытого конкурса РНФ «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными коллективами» совместно с Государственным фондом естественных наук Китая (NSFC) за 2022 год.