Годовая выручка социальных предпринимателей превысила 102 млрд рублей

Из обозначенной суммы 17,9 млрд рублей заработали индивидуальные предприниматели, 84,6 млрд – юридические лица, сообщило Минэкономразвития России. Всего по состоянию на январь текущего года в России было зарегистрировано почти 11 тысяч социальных предприятий: 7,8 тысяч ИП, 3,2 тысячи организаций.

В топ-10 регионов – лидеров по количеству СП вошли:

Республика Башкортостан – 617 предприятий;

Нижегородская область – 463;

Ленинградская область – 451;

Приморский край – 390;

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – 371;

Москва – 360;

Санкт-Петербург – 273;

Волгоградская область – 247;

Самарская область – 242;

Свердловская область – 220.

Наиболее распространёнными направлениями деятельности социального бизнеса являются образование (30 %), здравоохранение и социальные услуги (23 %), культура, спорт и организация досуга (17 %), обрабатывающие производства (8 %).

Более 70 % социальных предпринимателей – женщины. «Мы уже не раз говорили, что у социального бизнеса женское лицо – актуальные данные подтверждают этот факт», – подчеркнула заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.

Молодых людей в социальном предпринимательстве пока не много: свой бизнес развивают 147 индивидуальных предпринимателей младше 25 лет.

Всего, по данным Минэкономразвития России, на социальных предприятиях трудятся более 82 тысяч сотрудников.

В 2024 году в сфере социального предпринимательства наблюдается несколько интересных тенденций – их выделил Фонд «Наше будущее».

«Например, мы видим тренд на внедрение новых технологий, в частности искусственного интеллекта, который уже активно применяется в биомедицине, ИТ и социальной рекламе. Больше развития в ближайшем будущем получат социальные проекты в области реабилитации и протезирования. Ещё один тренд – развитие дополнительного образования, в особенности дистанционного. Перспективным также представляется развитие внутреннего туризма. Всё больше бизнесменов начнут осваивать маркетплейсы в качестве основной площадки реализации своих товаров. Кроме того, в структуре социального бизнеса могут появиться новые категории за счет развития креативных кластеров, а в учебных планах вузов – программы профессиональной подготовки специалистов в сфере социального предпринимательства», – сообщила директор Фонда «Наше будущее» Наталия Зверева.

Важно, что социальный бизнес устойчив к кризисам – около 80 % компаний работают более трех лет. «Высокая выживаемость стала возможной в том числе благодаря инструментам поддержки – это льготные займы, гранты, имущественная поддержка, налоговые преференции», – отметила Татьяна Илюшникова.

Напомним, что в России создана инфраструктура для поддержки малого и среднего бизнеса. В неё, в частности, входят центры «Мой бизнес», региональные гарантийные, а также микрофинансовые организации. Кроме того, в некоторых регионах действуют центры инноваций социальной сферы, ориентированные на оказание помощи именно социальным предпринимателям, – сейчас их около 50.

Стоит отметить, что ежегодно Минэкономразвития России проводит конкурс «Мой добрый бизнес» с целью выявить лучшие практики социального предпринимательства. «Благодаря проекту мы можем оценить качественные показатели роста социального предпринимательства. В этом году мы приняли более 3 тысяч заявок, в региональный этап прошло порядка 900 проектов со всей страны. Имена финалистов узнаем уже летом», – рассказал Владимир Строев, ректор Государственного университета управления (ГУУ является оператором конкурса). Конкурс проводится при поддержке Фонда «Наше будущее».

Другие пресс-релизы