На площадке международного форума гражданского участия #МЫВМЕСТЕ-2024 состоялась визионерская дискуссия «Актуальные технологии для социальных проектов: как достучаться до сердец аудитории в 2025 году», организованная Фондом Росконгресс.
Участниками дискуссии стали: исполнительный директор благотворительного фонда «Детский и взрослый хоспис «Бумажная птица» Павел Ткаченко; руководитель АНО «Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации» Елена Малышева;директор АНО Центр социальных проектов «МИКС», руководитель сетевого издания «Социальный медиа портал» Сергей Емельянов; руководитель направления «Мастерская государственного дизайна» АНО «Россия – страна возможностей» Вячеслав Правдзинский. Модератором сессии выступила руководитель направления высокотехнологичных проектов и лаборатории актуальных технологий MARMA Фонда Росконгресс Татьяна Зимба. Модератором дискуссии не случайно является технологическая лаборатория – именно программистам, художникам и дизайнерам предстоит воплощать в жизнь те идеи, которые будут сгенерированы авторами и смогут захватить внимание современной аудитории, искушенной в цифровых технологиях.
Эксперты согласились с тем, что продвижение добрых и значимых инициатив, их востребованность и отклик у современной аудитории, невозможны без создания цифрового суверенитета и импортозамещения смыслов в России сегодня. Дизайн-сообщество активно включается в процесс их создания, в том числе для общественно значимых проектов. О таких проектах рассказал Вячеслав Правдзинский, руководитель направления «Мастерская государственного дизайна» АНО «Россия – страна возможностей» и сооснователь выездных дизайн-конференций и практикумов в различных регионах России «Дизайн-выходные»:
«Дизайн-сообщество остро переживает отрыв от глобального мира, ведь мы всегда обучались в западной методологии, работали на западных продуктах. В 2022 году, когда пришли санкции, у дизайнеров произошло некоторое осознание того, что у нас осталось своего, когда отняли участие в фестивалях, возможность легально пользоваться мировыми дизайн-продуктами. К сожалению, пока в России в этом смысле нет полного суверенитета. И хотя дизайн, в отличие от промышленности, не стоит в приоритете с точки зрения импортозамещения, тем не менее постепенно происходит импортозамещение смыслов».
В ходе обсуждения эксперты отметили, что современные технологии активно и широко внедряются в различные отрасли для коммуникации с аудиторией, в том числе в социальной сфере.
«Мне кажется, дискуссия, которая сегодня здесь организована Фондом Росконгресс, не просто актуальна, – это тренд времени, который необходим для того, чтобы все наши глубинные смыслы, с которыми мы работаем по сохранению исторической памяти, были вписаны в те форматы, которые востребованы не только молодежью, но и каждым современным гражданином. Компьютерные технологии, интерактив настолько прочно вошли в нашу жизнь, что руки сами тянутся с ними взаимодействовать», – поделилась Елена Малышева, руководитель АНО «Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации». MARMA совместно с Национальным центром исторической памяти разработала интерактивную карту территорий, на которых в годы войны располагались концентрационные лагеря. Для создания проекта были собраны и переработаны тысячи архивных сведений и материалов судебных решений, а затем обнародованы в формате интерактивной карты с цифровой механикой – возможностью перемещаться в дополненной реальности по оккупированным районам и исследовать существовавшие там лагеря.
Примером использования интерактивных технологий для привлечения внимания к культурным и социальным инициативам, в фокусе внимания которых локальная эстетика и народные мотивы, стала «Интерактивная карта регионов России» – совместная разработка Чувашской Республики и лаборатории MARMA. Карта наглядно показывает одновременно и единство, и разнообразие регионов России с помощью технологии дополненной реальности. Впервые проект был представлен на Петербургском международном экономическом форуме в июне этого года, после чего вошел в экспозиции крупнейших мероприятий Фонда и стал частью площадки #МЫВМЕСТЕ.
Яркий пример реализации благотворительного проекта с сильной идеей в основе – совместная акция MARMA и Фонда «Бумажная птица» – «оживающие» открытки, представленные на площадке форума #МЫВМЕСТЕ-2024. Каждая открытка оснащена специальным QR-кодом, при сканировании которого в дополненной реальности появляется красивая виртуальная птица – бумажный журавль с большими крыльями, готовыми укрыть и помочь – символ Фонда «Бумажная птица». «Укрывающий» от латинского «pallium» – в этом определении – суть паллиативной помощи, которая делает жизнь тяжело болеющего человека комфортнее благодаря медицинской, социальной, психологической и духовной поддержке. С помощью открытки можно перейти на сайт благотворительного фонда, узнать о его проектах и сделать пожертвование. О сотрудничестве с лабораторией MARMA рассказал исполнительный директор благотворительного фонда «Детский и взрослый хоспис «Бумажная птица» Павел Ткаченко:
«Если говорить про технологии, то мы прекрасно понимаем, что их использование позволяет выстраивать эффективную коммуникацию, создавать образы и сообщения, которым аудитория поверит. Мы очень хорошо умеем помогать нашим подопечных, но при этом не владеем необходимыми компетенциями для использования современных медиатехнологий. Нам бы очень помогла коммуникационная площадка, где НКО смогут общаться с креативными и техническими специалистами, рассказывать о своем опыте, а взамен получать знания и навыки. Это привело бы к повышению качества социальной рекламы и просветительских проектов, а для наших креативных партнеров открыло бы новое поле для творчества и апробации идей, не ограниченное рамками коммерции».
Созданием такого пространства занимается Фонд Росконгресс, выступивший официальным партнером международного форума гражданского участия #МЫВМЕСТЕ-2024 и организатором сессии. В завершении дискуссии руководитель лаборатории актуальных технологий MARMA Фонда Росконгресс Татьяна Зимба подчеркнула, что при создании любого проекта важна синергия между идеей и технологиями:
«Технологии – добрый помощник тем, у кого в голове интересные, свежие мысли. Но во главе всегда стоит идея – с нее все начинается. Если нет сильной идеи и креатива, то нет и маркетинговых охватов, и технологии тут практически бессильны. Это взаимосвязано. За идеей обязательно следует цель: креатив ради креатива и технологии ради технологий – это не про полезное взаимодействие».