Топ-менеджеры Airo, Astra, GloraX и Whoosh поделились лайфхаками по привлечению финансирования на разных стадиях жизни компании
На фестивале Т-Двор одна из ключевых дискуссий была посвящена привлечению капитала и развитию бизнеса в новых реалиях. Топ-менеджеры Airo, Astra, GloraX и Whoosh обсудили, как привлекать финансирование на каждом этапе жизненного пути компании. Встречу модерировал управляющий директор по рынкам капитала Т-Банка Антон Мальков.
CFO Вуш Александр Синявский рассказал, как его компания с 2018 года развивалась в новом сегменте электросамокатов, который «нужно было осваивать быстрее других». В 2020 году компания привлекла первого инвестора: Ultimate Capital. «Хороший профессиональный венчурный фонд — это не только деньги, но и стратегическая помощь в построении акционерной стоимости бизнеса», — поделился инсайтом Синявский. Приход такого инвестора помог компании привлечь банковское финансирование и затем выйти на IPO. Всего за четыре года Вуш вырос с нуля до публичной компании с капитализацией более 20 млрд рублей на момент IPO в декабре 2022 года.
Основатель и CEO компании Airo Антон Драчёв представил совсем свежий кейс — в мае в Airo проинвестировали фонд Т-Инвестиций «Венчурные инвестиции 1» и управляющая компания «СТ Капитал». Airo работает на рынке бытовых услуг, объем которого в мире составляет триллионы долларов, а в России, по оценке Airo — 1 трлн руб. Благодаря привлеченному венчурному финансированию в ближайшие 4-5 лет компания намерена ежегодно удваивать масштабы бизнеса, что в итоге позволит ей выйти на IPO.
Отвечая на просьбу модератора дать совет начинающим предпринимателям, Драчев отметил: «Не стоит гнаться за большим «чеком» — иногда лучше разбить раунд на две части для эффективности: сначала привлечь половину, а потом еще, по более высокой оценке, чтобы меньше размыть свою долю», — считает основатель Airo. Второй вопрос, который он рекомендует себе задавать — «умею ли я тратить «длинные» деньги?». По его словам, после первого венчурного раунда приходит ощущение, «что компания теперь богата», но именно в этот момент «нужно быть к себе еще строже», чтобы эффективно использовать привлеченный капитал.
Далее дискуссия затронула облигационный рынок, который в 2025 году существенно вырос в объемах. По словам вице-президента по работе с публичными рынками Glorax Петра Крючкова, для девелоперов всегда актуален вопрос диверсификации обязательств: помимо банковского финансирования, они активно используют долговой рынок, где конкурируют друг с другом. «При этом на ставку влияют не только рейтинг, но и ликвидность, результаты прошлых выпусков», — отметил эксперт.
Отношения с розничными инвесторами — будущими покупателями акций компании выстраиваются уже на этапе размещения облигаций, продолжил Петр Крючков: «Розничный инвестор — он универсальный: инвестирует и в долг, и в акции. Это позволяет использовать публичное размещение долга для выстраивания большой базы розничных инвесторов для возможного IPO в будущем. Например, у нас благодаря крупным розничным выпускам облигаций уже сформировалась практически армия лояльных инвесторов, с которыми мы ведем общение и которые интересуются будущими сделками, включая IPO. При этом важно понимать, что все обещания, которые эмитент дает на рынке облигаций, а также поведение компании по отношению к инвесторам в облигации — они запоминаются и будут оказывать влияние на восприятие компании, в том числе на этапе IPO», — отметил топ-менеджер Glorax.
Эксперты также поделились своими инсайтами с компаниями, которые собираются на IPO. Заместитель генерального директора по экономике и финансам группы Астра Елена Бородкина рекомендует выходить на рынок «по той оценке, которая даст заработать всем», чтобы с самого начала начинать выстраивать с инвесторами долгосрочные партнёрские отношения. Такой подход, среди прочего, поможет сформировать интерес к будущим повторным размещениям. «Если инвесторы не заработали на IPO — они не вернутся в SPO», — подчеркнула она. Также она обратила внимание на необходимость создания института независимых директоров, работы с корпоративным управлением и «мышлением собственника»: «Раньше компания была твоя, а теперь она не только твоя — и все решения надо будет согласовывать. Когда ты становишься публичным, это важно осознавать».
Эксперты пришли к единому мнению, что публичная история компании начинает выстраиваться задолго до IPO — с момента выпуска первых облигаций. При этом IPO — это не конечная цель, а начало новой жизни в статусе публичной компании. Поэтому важно продолжать работать над ростом капитализации компании и укреплением доверия инвесторов, как розничных, так и институциональных. Ключевую роль в этом играют партнеры-организаторы. «Для IPO нужно брать сильную команду организаторов, их не так много на рынке и они все известны», — отмечает Синявский.
Антон Мальков подчеркнул, что Т-Банк сопровождает компании на всех этапах их жизненного цикла, от венчурного финансирования до размещения облигаций, кредитования, долговых ЦФА, IPO и SPO, а также помогает публичным эмитентам с внедрением программ мотивации в формате ESOP. Реализации такого подхода способствует одна из самых широких инвесторских баз в России: по словам Малькова, клиентами банка уже стали более 5 миллионов инвесторов, на долю которых приходится около трети ликвидности Московской биржи. Банк поддерживает устойчивые связи с институциональными и венчурными фондами, а также способствует приходу на рынок новых участников — включая private equity и family offices.
В завершение встречи спикеры обсудили инструменты мотивации менеджмента и сотрудников. Елена Бородкина поделилась опытом использования первого российского сервиса ESOP (employee stock ownership plan). Речь идет об уникальной для российского рынка разработке Т-Банка, которая пришла на смену ушедшим зарубежным решениям. Сервис предназначен для администрирования программ долгосрочной мотивации сотрудников в российских публичных компаниях. Решение Т-Банка снимает с работодателя операционную нагрузку, связанную с реализацией мотивационных программ, а сотрудники получают наглядную оценку реальной стоимости своих акций, а также круглосуточную поддержку в интерфейсе Т-Инвестиций.
«Современный ESOP — это когда сотрудник в реальном времени видит стоимость своих акций в приложении. Это мотивирует, усиливает вовлечённость и помогает почувствовать свою роль в росте компании. Но бизнесу важно быть готовым к диалогу, если котировки снижаются. Так интересы сотрудников и акционеров максимально синхронизируются», — подчеркнула топ-менеджер группы Астра.