23 сентября в Московской торгово-промышленной плате состоялась конференция «Паблик арт: искусство, урбанистика и экономика городской среды», организованная Гильдией креативных индустрий при МТПП совместно с Московским художественно-промышленным институтом (МХПИ).
Паблик-арт – это искусство, которое рождается и живёт в городе, становится частью повседневной среды и взаимодействует с её ритмом: граффити на фасадах, инсталляции во дворах, муралы на стенах зданий, световые проекции и временные перформансы. Он превращает улицы в открытое пространство культуры, даёт горожанам новые точки притяжения, снижает барьеры между профессиональным творчеством и повседневной жизнью. В Москве, как и в других мегаполисах, паблик-арт формирует культурную идентичность территорий, стимулирует местную экономику через туризм и посещение интересных локаций, а также поддерживает у горожан ощущение принадлежности к месту: люди охотнее возвращаются в районы, где творчество становится видимой частью городской ткани и где можно увидеть историю города глазами художников.
«Хочу отметить, что в последние несколько лет паблик-арту уделяется повышенное внимание как со стороны властей – и городских, и федеральных, – так и со стороны общества и бизнеса, – заявил, открывая мероприятие, председатель Гильдии креативных индустрий при МТПП Константин Авагимов. – Все прекрасно понимают, что паблик-арт, современное искусство – это хороший механизм для продвижения, реализации отдельных локаций, повышения туристического и общественного трафика». Помимо этого, согласно исследованиям, он оказывает значительное влияние на экономику города и даже на здоровье населения. В целом, паблик-арт является несомненным трендом современной урбанистики, городской экономики и хозяйства. Именно поэтому тема развития этой сферы креативных индустрий не в первый раз становится темой обсуждения на площадке МТПП.
«За последние годы лицо нашего города изменилось кардинально, – заявил в приветственном слове вице-президент по работе с предпринимательским сообществом Александр Крутов. – И то, что раньше рождалось в творческих мастерских и не могло быть показано публике, – сейчас можно смело демонстрировать. Разрастается целая индустрия, появляются сотни рабочих мест. Я считаю, что именно это можно корректно направлять, использовать и капитализировать – потому что речь идет в первую очередь об оптимизации экономики в финансовом, эстетическом и дизайнерском смыслах».
«Сегодня мы пригласили спикеров из совершенно разных отраслей экономики и уверены, что обсуждение будет очень полезным и интересным, – подчеркнула сомодератор конференции, советник ректора МХПИ по креативным проектам, соучредитель Образовательного центра повышения квалификации и переподготовки для креативных индустрий при МХПИ Алла Ельчанинова.
«Сейчас мы все живём и работаем в экономике впечатлений, – напомнил участникам креативный продюсер АНО «Национальные приоритеты» Роман Левшин. – И сегодня впечатление должно быть виральным». Поэтому в контексте урбанистики и городской экономики нужно создавать контент и коммуникацию, которые естественным образом резонируют с аудиторией и побуждают к распространению, не нарушая этических норм. Спикер обозначил факторы успеха спецпроектов и мета-тренды. Среди них он выделил «облако инфантилизма» (тенденции в дизайне, медиа и городской культуре, где простота и игривость становятся способом вовлечения аудитории), давление ИИ, присутствие в пребывании (желание людей что-то делать руками), интерсеттлар познания (в контексте современного прочтения культурного наследия). Также спикер привел примеры удачных вариантов создания в малых городах центров притяжения (например музеев), вокруг которых начинают развиваться различные бизнесы (гастрономия, туризм, точки общественного питания, культурные объекты и т. д). Один из показательных примеров такого развития представил на конференции управляющий партнер арт-парка «Никола-Ленивец» и «Бюро Никола-Ленивец» Антон Кочуркин. Он рассказал, что парк появился в одном из самых депрессивных районов Калужской области. «В нашем парке нет вандализма, потому что мы научились работать с местным населением», – сообщил спикер. – Мы с 2000 года создаем, продюсируем и популяризируем паблик-арт и наш опыт показывает, что он может стать градообразующим фактором».
Интересным опытом поделился генеральный директор Российской государственной библиотеки, президент Российской библиотечной ассоциации (РБА) Вадим Дуда. Он рассказал, что работа по модернизации и созданию модульных библиотек, оснащённых современным компьютерным оборудованием и использующих в работе новейшие информационные технологии, в регионах позволяет на их базе создавать точки притяжения и развития культурной, социальной и творческой жизни населения.
На конференции была затронута тема использования паблик-арта в девелопменте. Если раньше жилые комплексы могли похвастаться максимум оригинальной детской площадкой, то теперь и жилые, и особенно офисные комплексы используют объекты паблик-арта для создания уникального пространства. «Мы не строим здания, мы – формируем среду, – заявила директор по коммуникациям и устойчивому развитию девелоперской компании STONE Татьяна Желанова. Арт-объект «Ангел», который установлен на территории одного из комплексов, возведенных застройщиком, стал точкой притяжения внутри офисного комплекса, объединяя символическую значимость, вовлекающую силу и гармонию с культурной и деловой повесткой пространства. В конкурсе на создание арт-объекта приняло участие 170 заявок. При этом, по словам эксперта, важным фактором стал состав компетентного жюри, в которое вошли люди из разных сфер деятельности. Они смогли в комплексе оценить как эстетическую компоненту предложений, так и другие немаловажные аспекты. При этом, поскольку офисные комплексы – это открытая территория, то размещение арт-объектов на их территории позволяет их увидеть большему числу людей. По словам Татьяны Желановой, не каждый комплекс нуждается в подобных объектах. «Мы для себя решили, что стоит интегрировать арт-объекты только в проекты площадью более 100 тысяч кв. метров».
Между тем, по мнению соучредителя галереи MSK Eastside Gallery Зака Кахадо Москве не хватает арт-объектов, учитывающих особенности городских районов. Особенно это касается центральной части города, но и для новых территорий, возможно, имело бы смысл разработать объекты, в которых был бы учтен исторический и культурный контекст. О важности визуальной составляющей проектов говорил и генеральный директор PR-агентства «Сокур и партнеры» Дмитрий Сокур: «то, что не будет сфотографировано, не попадет в телефоны, видео и соцсети, – станет для проекта огромным минусом».
Дискуссионная площадка Московской ТПП объединила руководителей креативной экономики, культурных объектов, девелоперов, экспертов по туризму, маркетингу, PR и современному искусству, а также креативных производителей. Конференция показала высокий интерес к междисциплинарному сотрудничеству (от идеи до реализации проектов в городском пространстве), подтвердив важность устойчивого подхода, партнерств между бизнесом, общественными институтами и творческими сообществами. «Я считаю, что дискуссия сегодня была полезной для всех, и благодаря ей в наших городах появится еще больше качественного паблик-арта», – заявил, подводя итоги конференции, Константин Авагимов.